Автор Ўрас Дорофеев задал вопрос в разделе Города и Страны
Почему церь Леонид взял только 300 спартанцев? и получил лучший ответ
Ответ от Ђуко[гуру]
300 спартанцев - это личная гвардия царя Леонида.
Изначально против Ксеркса Спарта выдвинула 10.000 спартанских гоплитов для перекрытия Темпейского прохода к Афинам. Однако войска Ксеркса двинулись в другом направлении и для перекрытия Фермопильского прохода войска вернуться не успевали. Спарта выдвинула против Ксеркса в этом направлении во главе с Леонидом 300 спартанцев и еще 1000 гоплитов из местных. По дороге отряд добирался из местных. В итоге Леонид привел в Фермопилы около 7.200 человек и встал там лагерем. В результате боев персы обошли позиции и окружили позиции Леонида. Поняв, что сражение проиграно, Леонид приказал всем, кто был с ним, срочно отступать и при себе оставил только 300 спартанцев - тех, кого с ним пришел. Кроме спартанцев с ним остались феспийцы, которые готовы были биться до последнего. Итого в Фермопилах осталось 1.200 человек.
На том холме, где погибли последние спартанцы, греки поставили кенотаф, где высекли стих:
Странник, если ты будешь в Спарте, то возвести лакедемонянам,
Что мы пали здесь, верные своему долгу.
Взял только лучших из всех
меньше ртов, больше пользы... практичный человек был...
Первым, кто описал этот подвиг, был спартанский поэт Симонид Кеосский. Улавливаете?
А 300 оттого, что им же платить надо было. У Леонида туговато было с казной. А то бы и 2-3 тыс. набрал. И все равно не спасли они его, хотя по обычаям тех веков прорицатель Мегистий, «рассмотрев внутренности жертвенного животного» , предсказал отряду Леонида гибель. Не вник, не прислушался к науке, и был наказан.
История сама бывает вздорной шутницей и иногда (точнее - чаще всего) , совершает такие фокусы, что диву даешься – откуда такая фантазия. Первым греческим поэтом, воспевшим подвиг бесстрашных спартанцев был … спартанский поэт Симонид Кеосский. Надо знать спартанскую философию жизни и образ существования, что бы осознать в полной мере творение Симонида. Главенствующая политическая идеология – национальное превосходство и спартанский шовинизм, позволивший французскому историку культуры Анри Боннару относительно к Спарте говорить об "античном фашизме". В собственных глазах жители Спарты были единственным полноценными людьми, тогда как все прочие – люди второго сорта. И поэтому Симонид Кеосский выделил только спартанцев, напрочь забыв о других павших. А если углубиться поглубже в исторические рассуждения, то можно прийти к совсем уж неожиданному открытию – погибшие ополченцы достойны большей похвалы, чем спартанцы. Спартанские воины Леонида не могли отступить, согласно воинскому кодексу чести. Они были профессионалами и должны были до конца выполнить свой долг. А вот союзники их этим долгом не обладали. Более того, Леонид прямо приказал им уходить на соединение с основными силами греческой армии, но они отказались, сознательно обрекая себя на гибель. Не профессиональные солдаты, но воины-ополченцы, они и здесь выбрали свою участь сознательно.
Многие историки, исследуя Фермопильское сражение, часто приходили к неверному выводу об участи ополченцев. Имея данные об их участии в начале сражения и данные о смерти только 300 спартанцев, они превратно истолковывали дальнейшую участь греков. Кто-то писал о позорном беге с поля боя, кто-то вообще приписывал им поголовную сдачу в плен персам. Только почему-то никто не смог предположить героическую гибель на поле боя.