Автор PANDA задал вопрос в разделе Домашние задания
Литература. Комедия "Ревизор" Гоголь Н. В. Анализ эпизода "НЕМАЯ СЦЕНА" и получил лучший ответ
Ответ от Бенечка[гуру]
Автор этой сценой хочет раскрыть перед зрителем каждого героя, ведь именно в момент бездействия можно увидеть сущность каждого из них.
Сквозь череду различных событий происходящих в пьесе не всегда можно уловить индивидуальные черты присущие героям. А немая сцена как раз и оставляет зрителя наедине с каждым героем. В финале комедии на сцене оказываются все герои, действовавшие ранее, за исключением Хлестакова. Они собираются, чтобы произнести поздравления в адрес семьи городничего, после чего удары судьбы начинают сыпаться на них один за другим. Сначала на сцене появляется почтмейстер, который приносит весть, поразившую всех. После прочтения письма наступает период всеобщего возмущения и негодования, который неожиданно обрывается сообщением о приезде настоящего ревизора.
«Произнесенные слова поражают всех как громом, …вся группа, вдруг переменивши положение, остаётся в окаменении». Эта ремарка, относящаяся к немой сцене, позволяет многое понять из авторского замысла. Во-первых, выражение «как громом» , на мой взгляд, создает впечатление высшего, божественного наказания.
То, что Гоголь хотел создать у зрителя комедии впечатление окаменения, также представляет интерес. Это не только позволяет читателю и зрителю наблюдать первую реакцию героев, но и заставляет задуматься об «окаменении» душ людей, о фальшивости их чувств.
Если обратить внимание на те позы, в которых застывают герои комедии, сразу бросается в глаза их неестественность и комичность. Причем, несмотря на это, все позы как нельзя лучше выражают настроение героев, их поведение в течение всей пьесы. Очень большое значение для пьесы имеют позы Городничего и его смысл. Лука Лукич, «потерявшийся самым невинным образом» , точно так же «терялся» во время общения с остальными героями, особенно с Хлестаковым. Почтмейстер, который постоянно боится высказывать собственное мнение и за все время задает больше вопросов, нежели утверждает, в итоге пьесы просто превращается в «вопросительный знак» .
«Услужливый и суетливый» Земляника, которого Гоголь в самом начале пьесы характеризует как проныру и плута, как бы прислушивается к чему-то, словно хочет найти лазейку, чтобы в очередной раз как-нибудь избежать неприятности.
Помимо этого, в немой сцене участвуют еще и другие герои – Коробкин, три дамы, гостьи, открыто выражающие здесь свою насмешку над чужим комичным положением.
Герои не имеют возможности ничего говорить, более того, они не двигаются, вынужденные застыть в момент их первой реакции. Таким образом, будучи не в состоянии лгать, они поневоле выглядят правдиво.
Таким образом, немая сцена является, наверное, самой правдивой сценой во всей комедии. Она олицетворяет эмоциональную зависимость героев и тем самым подсказывает зрителю идею произведения.
Комедия Гоголя «Ревизор» - произведение
новаторское. Впервые в русской литературе была
создана пьеса, в которой на первой место вышел
общественный, а не любовный конфликт. В
«Ревизоре» драматург обличал пороки российского
общества, смеялся над всеми своими героями, но это
был горький смех, «смех сквозь слезы».
Порочность чиновников города N., их страх за
свои места сделали этих людей слепыми – они
приняли за ревизора «пустышку», «вертопраха»
Хлестакова. В конце пьесы все, казалось бы, встает
на свои места – Хлестаков разоблачен, чиновники
наказаны. Но настоящий финал еще только впереди
– это последнее действие и знаменитая немая сцена
комедии.
Взбудораженным известием о мнимом ревизоре
чиновникам сообщают, что приехал …ревизор
настоящий. В «пылу событий» все уже и забыли о
том, что должен ведь приехать и настоящий, если
Хлестаков – всего лишь обманщик. И вот, как «гром
среди ясного неба, известие: «Приехавший по
именному повелению из Петербурга чиновник требует
вас сей же час к себе».
Это сообщение буквально парализует всех героев,
они окаменевают: «Городничий посередине в виде
столба, с распростертыми руками и запрокинутой
назад головою», «Прочие гости остаются просто
столбами», «Почти полторы минуты окаменевшая
группа сохраняет такое положение».
Мы понимаем, что именно в эту минуту все
чиновники испытывают настоящий ужас. Тот страх,
который они пережили при Хлестакове, увеличился в
десятки раз еще и потому, что им нужно все
переживать заново. И если к приезду мнимого
ревизора герои успели как-то подготовиться, то
здесь полная неожиданность превратила чиновников
в каменные статуи.
Комедия Гоголя «Ревизор» - произведение
новаторское. Впервые в русской литературе была
создана пьеса, в которой на первой место вышел
общественный, а не любовный конфликт. В
«Ревизоре» драматург обличал пороки российского
общества, смеялся над всеми своими героями, но это
был горький смех, «смех сквозь слезы».
Порочность чиновников города N., их страх за
свои места сделали этих людей слепыми – они
приняли за ревизора «пустышку», «вертопраха»
Хлестакова. В конце пьесы все, казалось бы, встает
на свои места – Хлестаков разоблачен, чиновники
наказаны. Но настоящий финал еще только впереди
– это последнее действие и знаменитая немая сцена
комедии.
Взбудораженным известием о мнимом ревизоре
чиновникам сообщают, что приехал …ревизор
настоящий. В «пылу событий» все уже и забыли о
том, что должен ведь приехать и настоящий, если
Хлестаков – всего лишь обманщик. И вот, как «гром
среди ясного неба, известие: «Приехавший по
именному повелению из Петербурга чиновник требует
вас сей же час к себе».
Это сообщение буквально парализует всех героев,
они окаменевают: «Городничий посередине в виде
столба, с распростертыми руками и запрокинутой
назад головою», «Прочие гости остаются просто
столбами», «Почти полторы минуты окаменевшая
группа сохраняет такое положение».
Мы понимаем, что именно в эту минуту все
чиновники испытывают настоящий ужас. Тот страх,
который они пережили при Хлестакове, увеличился в
десятки раз еще и потому, что им нужно все
переживать заново. И если к приезду мнимого
ревизора герои успели как-то подготовиться, то
здесь полная неожиданность превратила чиновников
в каменные статуи.