анализ стихотворения по гаспарову



Автор Просто Вика задал вопрос в разделе Домашние задания

анализ лиричееского стихотворения Пушкина "Предчувствие". и получил лучший ответ

Ответ от Елена Никитина[гуру]
Если бы я был студентом.. . (разбор стихотворения)
М. Л. Гаспаров
Если бы я был студентом и меня спросили бы: “Вот стихотворение, расскажите о нем все, что Вы можете, но именно о нем, а не вокруг да около”, — то это был бы для меня очень трудный вопрос. Как на него обычно отвечают? Возьмем для примера стихотворение Пушкина “Предчувствие” 1828 года.
Скорее всего отвечающий студент начнет говорить об этом стихотворении так: “В этом произведении выражено чувство тревоги. Поэт ждет жизненной бури и ищет ободрения, по-видимому, у своей возлюбленной, которую он называет своим ангелом. Стихотворение написано четырехстопным хореем, строфами по 8 стихов. В нем есть риторические вопросы: “сохраню ль к судьбе презренье?.. ” и т. д. ; есть риторическое обращение (а может быть, даже не риторическое, а реальное) : “тихо молви мне: прости”. Здесь, наверное, он исчерпается: в самом деле, архаизмов, неологизмов, диалектизмов тут нет, все просто, о чем еще говорить? — а преподаватель ждет. И студент начинает уходить в сторону: “Это настроение просветленного мужества характерно для всей лирики Пушкина... ”. Но преподаватель останавливает: “Нет, это Вы уже говорите не о том, что есть в самом тексте стихотворения, а о том, что вне его”, — и студент, сбившись, умолкает.
Ответ получился не особенно удачный. Между тем на самом деле студент заметил все, нужное для ответа, только не сумел все это связать и развить. Он заметил все самое яркое на всех трех уровнях строения стихотворения, но какие это уровни, он не знал. А в строении всякого текста можно выделить таких три уровня, на которых располагаются все особенности его содержания и формы.
Первый, верхний, уровень — идейно-образный. В нем два подуровня: во-первых, идеи и эмоции (например, идеи: “жизненные бури нужно встречать мужественно” или “любовь придает сил”, а эмоции: “тревога” и “нежность”); во-вторых, образы и мотивы (например, “тучи” — образ, “собралися” — мотив; подробнее об этом мы скажем немного дальше) .
Второй уровень, средний, — стилистический. В нем тоже два подуровня: во-первых, лексика, т. е. слова, рассматриваемые порознь (и прежде всего — слова в переносных значениях, “тропы”); во-вторых, синтаксис, т. е. слова, рассматриваемые в их сочетании и расположении.
Третий уровень, нижний, — фонический, звуковой. Это, во-первых, явления стиха — метрика, ритмика, рифма, строфика; во-вторых, явления звукописи — аллитерации, ассонансы.
Различаются эти три уровня по тому, какими сторонами нашего сознания мы воспринимаем относящиеся к ним явления. Нижний, звуковой уровень мы воспринимаем слухом: чтобы уловить в стихотворении хореический ритм или аллитерацию на р, нет даже надобности знать язык, на котором оно написано, это и так слышно. Средний, стилистический уровень мы воспринимаем чувством языка: чтобы сказать, что такое-то слово употреблено не в прямом, а в переносном смысле, а такой-то порядок слов возможен, но необычен, нужно не только знать язык, но и иметь привычку к его употреблению. Наконец, верхний, идейно-образный уровень мы воспринимаем умом и воображением: умом мы понимаем слова, обозначающие идеи и эмоции, а воображением представляем образы собирающихся туч и взглядывающего ангела.
Наш гипотетический студент совершенно правильно отметил на верхнем уровне строения пушкинского стихотворения эмоцию тревоги и образ жизненной бури; на ср
Источник:

Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: анализ лиричееского стихотворения Пушкина "Предчувствие".
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*