антигона и эдип



Автор Людмила Дмитриева задал вопрос в разделе Литература

Помогите пожалуйста. Сравнительная характеристика мифов "Антигона" и "Прометей прикованный"? и получил лучший ответ

Ответ от Владимир Павлек[гуру]
Ну сравнительную характеристику я вот тут прям сразу не готов дать, могу только в общих чертах написать что общего и различного в этих трагедиях, насколько я их помню по Софоклу и Эсхилу.
В обоих произведениях главный герой выступает против воли того, кто имеет над ним власть: Антигона против воли Креонта (который стал царем, или как там он назывался в Фивах, после смерти обоих братьев Антигоны) , Прометей - против воли Зевса.
Оба страдают за, в общем-то, неплохие поступки: Антигона за то, что похоронила своего брата Полиника, который хоть и пошел против родных Фив, но имел не меньше прав на царство, чем его брат; а Прометей за то, что пожалел людей, разгневавших Зевса, и научил их, в частности, пользоваться огнем.
Оба имели некоторые "былые заслуги" перед карающими их властелинами: Прометей помог Зевсу победить Кроноса и завоевать трон на Олимпе, а Антигона была как-никак дочерью Эдипа и сестрой Этеокла - двух предыдущих царей Фив.
Оба понесли наказание: Прометей был на долгие века прикован к скале и мучим орлом (хотя в конце концов был прощен Зевсом, согласившись на "сделку" с ним, но это уже было не в "Прометее прикованном", а следующих, недошедших до нас частях трилогии Эсхила о Прометее) , а Антигона повесилась, приговоренная к смерти, чуть не дожив до помилования.. .
В общем, в обеих трагедиях в центре внимания такой несломленный герой - борец за правое дело, который, движимый любовью (одна - к брату, другой - к людям) делает то, что считает нужным, а не то, что ему приказывают и идет за это на смерть (ну или почти на смерть в случае Прометея - он же один из богов, поэтому не мог умереть) .
А различия... ну их много, хотя они более тонкие, чем сходства. Антигоной, например, двигала не только любовь к брату, но и почитание воли богов, ведь по преданию, именно боги наказали грекам хоронить всех умерших, не зависимо от того, как они к ним относились при жизни. Так что одним из оправданий Антигоны было то, что она следует воле богов, а не Креонта. У Прометея же такой "отговорки" не было.
Потом и у Эсхила и у Софокла в трагедиях об Антигоне и других трагедиях цикла об Эдипе постоянно проводится мысль, что люди - лишь проводники воли богов, поэтому судьба и Эдипа и его детей - предначертана заранее, все они вынуждены расплачиваться за вину Лая - отца Эдипа. Да и сам Эдип проклял своих сыновей, предсказав им, что они убьют друг друга. Свобода воли людей в этих трагедиях под очень большим сомнением. Война Полиника против Фив - что это? Преступление, результат обиды несправедливо обиженного брата (Этеокл изгнал его из Фив, чтобы единолично править ими) , или он простая пешка в руках богов? Поэтому все поступки людей (и Полиника, и Креонта, и Антигоны) воспринимаются в некоторой мере (а иногда и абсолютно) вынужденными. Они обречены прожить свою жизнь и совершить то, что им предписано богами. Свобода же воли Прометея под сомнение не ставится. Поэтому бунт Прометея, это бунт другого уровня.
Что еще сказать... Нет, ну вообще-то это совсем разные истории! "Прометей прикованный" - это только начало цикла из трех трагедий, такое мрачноватое произведение, от которого веет некоторой обреченностью. Да и в конце концов "сволочь" Зевс, добивается своего и всем доволен, а Креонт все таки осознает свою ошибку и несет наказание - его сын, влюбленный в Антигону кончает жизнь самоубийством.
Короче, лучше сами прочитайте, а то это надо весь сюжет пересказывать. "Антигона" Софокла уж точно стоит затраченного на чтение времени!

Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: Помогите пожалуйста. Сравнительная характеристика мифов "Антигона" и "Прометей прикованный"?
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*