Автор Даша Старкова задал вопрос в разделе Домашние задания
Помогите с литературой. и получил лучший ответ
Ответ от Liudmila Sharukhia[гуру]
Писатели прошлого неоднократно обращались к теме войн, но именно в XX веку эта тема стала актуальной, как некогда, и антивоенный пафос достиг невиданной прежде силы. Тем не менее действительно антивоенными произведениями нужно считать не те, где воспевают героизм победителей и победы над конкретным врагом, который изображается воплощением зла (эту ошибку делают очень часто) , а именно те, где осуждается война как явление вообще, где ее жестокости противопоставляются принципиально другие ценности: милосердие и гуманизм, пусть даже непосредственные события войны там обходят, а внимание авторов сосредоточивается на следствиях трагедии. Образ Наполеона —олицетворение свободы для романтиков, он был идеалом молодежи XIX века. М. Ю. Лермонтов как поэт-романтик не мог в своём творчестве обойти вниманием образ этой личности. Обаяние незаурядной личности Наполеона столь сильно действует на поэта, что он создаёт целый цикл посвященных ему стихотворении: «Воздушный корабль» , «Где бьёт волна о брег высокий...» , «В неверный час меж днём и темнотой...». При всем своём восхищении этой неординарной личностью Лермонтову удаётся объективно оценивать его; хотя он и называет Наполеона «героем дивным», поэт понимает, что он сражался с «невинными народами». Лермонтов видит в нём врага, побеждённого «московскими стенами». Поэтому в стихотворениях («Два великана», "Поле Бородина» , «Бородино» ) Лермонтову важно говорить не столько о Наполеоне, сколько о богатырстве русского народа. Так входит в лирику Лермонтова тема героического прошлого. Поэту, живущему в 1830-1840 годы николаевской реакции особенно интересен период величайшей славы русского народа, народа-победителя в войне 1812 года. В стихотворениях, посвященных этим событиям истории, прошлое противопоставляется современности, например, совершенно другими красками описывается в стихотворении «Валерик» война на Кавказе. Слова «трагический балет» , «представление» , «резня» , звучащие в нём, были бы немыслимы в «Бородине» , где речь шла о судьбе Москвы, родины русского народа. Воспевать героизм русских солдат на Кавказе означало бы славить завоевательную войну, что для М. Ю, Лермонтова с его жаждой свободы было бы невозможно. В своих произведениях Лермонтов обращался к различным периодам русской истории —начиная от событий, отдалённых от поэта несколькими десятилетиями, и заканчивая событиями, происходившими в Древней Руси. Символом русской свободы, при имени которой «...трепещет сердце и кипит» , народности был для романтика Новгород. В истории Родины его привлекали сильные героические личности. Уже в раннем стихотворении «Баллада» рисуется бесстрашный, несломленный народ-боец, сражающийся против татар, юная славянка, поучающая сына: «Смотри, как умирают люди, и мстить учись у женской груди». Это, наверное, и есть истинным антивоенным пафосом - отыскать корни этого ужасного явления, и уже на такому равные осознания стараться сказать всем войнам, прошлым и будущим, твердое «Нет!»