Аподиктика
Автор Mental Traveller задал вопрос в разделе Философия
Объясните, пожалуйста, смысл слова "Аподиктика". и получил лучший ответ
Ответ от Евгений Лыков[мастер]
Аподиктика это способ получения знания по Аристотелю, теория доказательств, можно даже назвать логикой хотя это приближённо. Аподиктика Аристотеля (теория доказательства изложена во 2-й «Аналитике» ) как дедуктивно-аксиоматический метод имеет своей порождающей моделью геометрическое доказательство и заимствует ряд существенных терминов («доказательство» , «начала» , «элементы» , «аксиомы» ) из геометрии. Высшие принципы (архе) научно-философского знания недоказуемы и познаются непосредственно интеллектуальной интуицией (нус) либо (отчасти) — путем индукции (эпагоге). Основополагающее значение имеют оппозиции «общее — единичное» и «первичное — вторичное» : единичное (и вообще «более близкое» к чувственной явленности) «первично для нас» , «вторично по природе» ; общее (в т. ч. «причины» и «начала» ) «вторично для нас» , но «первично по природе». «Знать» (Шотаобш, at5evca) для Аристотеля означает «знать первые причины, или элементы» вещи, «всякое научное знание есть знание об общем» , эпистеме о единичном невозможна. Т. о. универсалии (прежде всего четыре причины) структурируют хаос «слитных» впечатлений и, разлагая чувственную «целостность» на «элементы» , делают ее впервые познаваемой. Вопреки Платону, знание универсалий не врождено. Они постепенно «усматриваются» (как в онто-, так и в филогенезе, в т. ч. и в истории философии) через ступени познания: ощущение — память — опыт (эмпирия)— наука.
Вот что говорили древние арабский ученые. Ибн-Рушд, следуя Аристотелю, строит классификацию умозаключений и утверждает, что существует всего три вида умозаключений:
-Аподиктические, или собственно научные
-Диалектические, т. е. более или менее вероятные
-Риторические, дающие лишь видимость объяснения
Соответственно этому существует и три класса людей: аподиктики, диалектики и риторики. Аподиктики составляют меньшинство, это как бы интеллектуальная элита, стремящаяся к истине, обладающая истинно научным методом познания истины. Гораздо больше тех, кто имеет диалектическое, вероятностное, близкое к истине знание, а большинство же людей относятся к типу риториков, довольствующихся поэтическими и метафорическими псевдо-объяснениями.
К третьему виду относятся большинство простых верующих, для которых какое-нибудь связно сказанное слово или образ является объяснением и успокаивает их. К числу диалектиков относятся современные Ибн-Рушду теологи, в том числе и Аль-Газали. Аподиктиков же меньшинство, и из арабского мира Ибн-Рушд называет Аль-Фараби и Ибн-Сину.
Известную вещь -Бога - признали логическим путём многие хотя познать опытным путём практически не дано никому.