аполлон и дионис



Дионисийское и аполлоническое начала в культуре

Автор A-stra задал вопрос в разделе Философия

Что такое Аполлоническое и Дионисийское начала? В чем разница? и получил лучший ответ

Ответ от Гарик Авакян[гуру]
--------------------
Дионис в др. -греч. мифологии – бог вина (сын Семелы и Зевса) , отождествлялся с рим. божеством – Вакхом, в честь к-рого совершались оргии – вакханалии. Нем. классика 19 в. считала Аполлона "самым греческим" из всех греч. богов, в нем видели средоточие света и умеренности. Для Ницше Аполлон – воплощение духа Эллады, греч. классики, в противоположность дионисийским течениям в эллинизме. Поэзия как вид искусства, как одухотворение самой жизни являет собой бытие Аполлона. Она близка к духовному воплощению реальности в ее полифонии. Самодостаточность поэзии имеет ценность в ситуации приближения к дионисийским видам искусства (хореография). В этом смысле можно дифференцировать роды искусства, в к-рых доминируют А. или д. начала.
Шпенглер сравнивал дионисийское с фаустовским началом в содержании худож. произведения и усматривал динамику проникновения А. и д. : "Все фаустовское стремится к исключит, господству. Для аполлонического мирочувствования – ...терпимость подразумевается сама собой. Она принадлежит к стилю воленепроницаемой атараксии.. .Фаустовский инстинкт, деятельный, волевой, наделенный вертикальной тенденцией готич. соборов.. .требует терпения, т. е. пространства для собственной активности". Дионисийский элемент в искусстве связан с мужским активным началом. Аполлонический, созерцат. аспект имеет отношение к женской, умиротворенной природе, где сильнее преобладает "аполлоническое жизнечувствование".
Ницше усматривал идеал в равновесии А. и д. Он видел преобладание аполлонического начала бытия во вт. пол. 19 в. в странах Европы и пытался в противовес ему оживить подавленную и "проклятую" силу дионисийского начала. Согласно Ницше, пуританскую, развращенную гос. религию следовало бы вернуть к жизни посредством жизненной энергии и веселья юного бога Диониса, олицетворяющего весну. Дионисийское: находило воплощение в языческой стихии танца. Дионисийская сила язычества (в противовес христианству) актуализируется в теле как необходимом "материале" хореографии. По Ницше, равновесность человеч. бытия достигается в танцевальном свершении. Сама дионисийская, опьяненная пляска черпает выразит, силу в жестовой природе танца. Дионисийский спонтанный танец "витает" над временем, создавая собой фон эмоц. переживания вечности в статусе ценности. Танец как динамич. единица проявления тела, исходя из взглядов Ницше, инсценирует творч. начало бытия. Нем. философ провозглашает иной тип культуры, отличный от традиц. рационалистич. европ. культуры – тип дионисийской культуры, дионисийского мироощущения, имеющего абсолютное право на существование как антипод аполлоническому мировоззрению. Дионисийское понимание жизни расширяет способ познания истины бытия, утверждает равноправность аполлонического в культуре. Дионисийский элемент искусства выступает как оргиастич. , телесный, чувственный, спонтанный.
Источник:

Ответ от Пользователь удален[гуру]
Инь и янь в античной транскрипции истолкованной модерном.

Ответ от Ђкеллетни Йынневтссукси[гуру]
Что-то вроде разницы между космосом и хаосом, светлым и темным. Автор, видимо, Ницше в "Рождение трагедии... ".

Ответ от Aleksandr Daschenko[гуру]
Это два начала искусства, сформулированные Ф. Ницше, – дионисийским как искусством “опьянения”, темнным, экстатическим, иррациональным, музыкальным; и аполлоновским – “сновидения” (грезы) , светлым, гармоническим, рациональным, пластическим.

Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Что такое Аполлоническое и Дионисийское начала? В чем разница?
Рождение трагедии из духа музыки на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Рождение трагедии из духа музыки
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*