Особняк шехтеля
Автор ¤ Елена ¤ задал вопрос в разделе Города и Страны
Кто такой Шехтель и какую лестницу он придумал ? и получил лучший ответ
Ответ от Ѓженок[гуру]
Шехтель Франц (Фёдор) Осипович
Годы жизни: 26.07.1859 - 07.07.1926
архитектор
Учился в Саратовской гимназии. Не получил законченного профессионального образования, проучившись в МУЖВЗ один год у Д. И. Чичагова (1875—1877). В конце 1880 годов работал помощником у видных московских зодчих — А. С. Каминского и К. В. Терского. Затем, сдав в 1894 г. экзамен на право производства строительных работ, начал работать самостоятельно. В 1901 г. был удостоен звания академика Академии художеств (СПб.) . С 1896 по 1908 г. преподавал композицию в старших классах Строгановского художественно-промышленного училища.
С 1901 г. член, а с 1906 по 1922 гг. — бессменный председатель МАО, участник всех состоявшихся в России с 1892 по 1912 гг. архитектурных съездов. С 1908 г. состоял членом комитета по устройству международных конгрессов архитекторов. Почётный член Общества британских архитекторов, архитектурных обществ Рима, Вены, Глазго, Мюнхена, Берлина, Парижа.
Важнейшим для Шехтеля стал 1893 г. , когда он получил крупный заказ на особняк от богатейшего московского купца С. Т. Морозова. Шехтелю выпала редкая удача максимальной самореализации, которую он сумел использовать в полной мере.
Широкие рамки эклектического полистилизма, характерного для эпохи символизма, позволили ему материализовать свою богатую орнаментальную фантазию. Многие элементы отделки роскошного входного холла могли существовать отдельно от интерьера, представляя очень изобретательные и самостоятельные декоративные композиции. Перила и кованая решётка входной лестницы ещё нагляднее обнаруживали исток его архитектурной мысли — изысканно нарисованные журнальные виньетки, преобразованные Шехтелем в монументальный архитектурный мотив. Этот приём, впервые родившись в этой постройке зодчего, стал в дальнейшем непременным спутником всех его произведений, их родовой чертой, всегда сохранявшей генетическую память о первом призвании мастера — книжной и журнальной графике.
Типичным и наиболее совершенным образцом раннего модерна в России
является особняк Рябушинского в Москве.
Многократно повторяясь в рисунке мозаичного фриза, в ажурных переплетах
оконных витражей, в узоре уличной ограды и балконных решеток, этот мотив
особенно богато разыгран в декоративном убранстве интерьера, достигая
своего апогея в причудливой форме мраморной лестницы, представляющую собой
взметнувшуюся и опадающую волну.
Усадьба Рябушинских.
Главной изюминкой дома стала парадная лестница холла, выполненная в форме волны. Каскад мраморных волн, выкидывающий высоко вверх люстру-медузу, зеленоватые стены, имитирующие морскую стихию, приглушённое освещение, ручки дверей в форме морского конька создают картину подводного мира.
Фёдор Осипович Ше́хтель (Франц-Альберт) , 26 июля (7 августа) 1859, Санкт-Петербург — 7 июля 1926, Москва) — русский архитектор, живописец, график, сценограф; один из наиболее ярких представителей стиля модерн в русском и европейском зодчестве; кавалер орденов Св. Анны и Св. Станислава.
Соединение приемов модерна с идеями рационализма и протофункционализма определили облик таких совершенных произведений мастера, как Типография П. П. Рябушинского "Утро России" (1907-1909) и дом Московского Купеческого Общества - лучших построек Шехтель в этом стилистическом ключе. В них им был окончательно совершен переход от изобразительной реальности к условности.
Внутри здания находится самая знаменитая шехтелевская лестница. Вокруг этой спиралевидной мраморной лестницы-волны организовано все внутреннее пространство дома. Волна — главный элемент декора наружной ограды. Застывшая волна, временами перетекающая в форму непонятного диковинного зверя, – еще и главный элемент парапета лестницы. Столовая, камин изобилуют множеством стремительных кривых линий. Современники назвали эти линии геометрической вакханалией. Весь интерьер дома Рябушинского не только удобен, что характерно для модерна, но и необычен настолько, что не похож ни на что, существовавшее ранее.
Одним из ярчайших талантов на рубеже 19-20 веков был, несомненно, Федор Осипович Шехтель – архитектор и автор гениальных дизайнерских решений. Характерным для шехтелевского интерьера было использование дерева в отделке стен, дверных про�мов и лестниц, а также наполнение интерьера деревянными декоративными элементами.
В особняке З. Г. Морозовой центром композиции Шехтель сделал деревянную парадную лестницу. С ее помощью он визуально связывает интерьеры всех комнат, утверждая целостность пространства.
Архитектор
Шехтель - наш русский архитектор (автор Ярославского вокзала и особняка на Спиридоновке где жил М. Горький). А лестница вероятно как раз из этого особняка.