Автор Пользователь удален задал вопрос в разделе Дополнительное образование
помогите пожалуйста! и получил лучший ответ
Ответ от Алексей Соловьёв[гуру]
Внутренний мир произведения, художественно преломляясь, строится по законам реальной действительности. Таким образом, действия в нем протекают во времени и пространстве. Пространство и время слиты воедино, их неразрывность «проявляется в движении и развитии материи» [1; 520]. В литературе взаимосвязь временных и пространственных представлений, вслед за М. Бахтиным, принято называть хронотопом. В учении структуралистов (Лотман Ю.М., Топоров В.Н.) данное понятие именуется континуумом. «Пространство и время не отделимы друг от друга, они образуют единый пространственно-временной континуум с неразрывной связью составляющих его элементов» [2; 231].
В значительной степени рождение данного термина и его становление в эстетическом сознании было обусловлено естественнонаучными открытиями в начале XX века, в результате чего произошли кардинальные изменения представлений о картине мира в целом. Как известно, история европейской науки знает две противоположные концепции. Первая из них восходит к учениям Демокрита и Платона, впоследствии получив развитие в трудах Ньютона. Согласно данной теории, пространство есть пустота, вмещающая материю, а время – категория, не зависимая ни от пространства, ни от материи. Применительно к художественному миру пространство понималось как место действия, а время – как длительность этого действия. Другая концепция восходит к учению Аристотеля, а в начале XX века получает всестороннее обоснование благодаря теории относительности Эйнштейна. Пространство и время стали восприниматься как нерасторжимое единство. Такое понимание привело к осмыслению сущности пространства и времени и их функционирования в художественном мире.
Хронотоп воспроизводит пространственно-временную картину мира, рисуя ее условный образ, не тождественный реальному. Такое моделирование, прежде всего, обусловлено спецификой искусства, заключающейся в своеобразном сочетании верности жизненной правде и вымысла, объективного характера творческих обобщений и условности. В произведении, как утверждал Бахтин, «время сгущается, уплотняется, становится художественно зримым; пространство же интенсифицируется, втягивается в движение времени, сюжета, истории» [3; 122]. Таким образом, время и пространство в литературе создается автором, определяющим местоположение персонажей и временной период развития сюжета. «Создавая мир, воображаемый <…> автор волен сжимать, обрывать и вновь продолжать время действования и пространство, в угоду заранее ограниченной содержательно-фактуальной информации» [4; 87]. Кроме этого, в художественном произведении время и пространство отличаются высокой мобильностью: возможны переходы из одного пространственного или временного плана в другой. Поэтому хронологическая последовательность в художественном тексте вступает в противоречие с реальным ходом событий и течением времени. Это позволяет автору-творцу быть предельно свободным при создании художественной модели мира, выраженной «на языке его пространственных представлений» [5; 253]. В таком случае хронотоп может выступать не только как необходимое условие реализации сюжета, но и приобретать глубокий символический характер. В этом смысле показателен роман А. Грина «Бегущая по волнам».
Поиски своего места в жизни, охваченные стремлением и тоской главного героя, определили пространственно-временную организацию произведения как хронотоп пути. Само слово «путь», выступая в таком выражении как «жизненный путь», получило метафорическое значение. Однако если учесть, что основой хронотопа пути является фольклорное начало, которое своими корнями уходит в сакральные пласты архетипического мышления, то его восприятие приобретает глубокое символическое значение. «Выбор дороги – это выбор жизненного пути, перекресток – всегда поворотный пункт жизни фольклорного человека» [6; 271]. Таким образом, реализация метафоры пути в романе – это не только перемещение Томаса Гарвея по определенной траектории пространства, но и движение его души навстречу своей судьбе.
Идея движения заключ
Источник:
Помогите, пожалуйста, найти конспект / краткое содержание - Бахтин "Вопросы литературы и эстетики"
Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики.
Книга открывается общетеоретической работой «Проблема
подробнее...
Знатоки литературы, помогите!
Хронотоп это единство аремени и пространства, в которых разворачивается действие
их дофига
подробнее...
Расскажите о невербальных способах общения по следующему плану. Приведите примеры.
Другой вид коммуникации включает следующие основные знаковые систе
мы: 1) оптико-кинетическую,
подробнее...
Эпос в литературе
Эпос
(греч. éżpos — слово, повествование, рассказ) ,
1) род литературный,
подробнее...
Какие сущетсвуют подходы к изучению исторической личности?
Психология личности изучает личность, в первую очередь, как социальную сущность человека. Однако
подробнее...
Что такое эпос???
Наиболее важным, решающим признаком эпоса является героический характер его содержания. Эпос
подробнее...