Бал в доме фамусова анализ
Автор Виктория Горшкова задал вопрос в разделе Литература
Анализ эпизода Бал в доме Фамусова (Грибоедов "горе от ума") и получил лучший ответ
Ответ от ГАЛИНА[гуру]
В сцене бала происходит стремительное развитие действия,
кульминация любовного и общественного конфликтов.
Кульминация любовной сюжетной линии - это окончательное
объяснение Софьи и Чацкого перед балом, когда героиня заявляет,
что есть люди, которых она любит больше, чем Чацкого, и
расхваливает Молчалина.
Несчастный Чацкий восклицает про себя:
"И я чего хочу, когда всё решено? Мне в петлю лезть, а ей смешно".
Социальный конфликт развивается параллельно с любовным.
После объяснения Чацкого и Софьи перед балом любовная
история исчерпана, социальный конфликт выходит на первый
план и начинает активно развиваться.
На балу противостояние Чацкого и фамусовского общества
достигает высшего накала - наступает кульминация
социальной сюжетной линии.
Все гости радостно подхватывают сплетню о сумасшествии
Чацкого и демонстративно отворачиваются от него в
конце третьего действия.
На балу у Фамусова собираются люди, составляющие элиту
дворянской Москвы.
Они многолики, но всех объединяют крепостнические взгляды,
невежество, чинопочитание, корыстолюбие.
До приезда гостей появляется самый желанный гость для
хозяина - Скалозуб.
Этот солдафон приехал на бал подыскать богатую невесту.
Фамусов видит Скалозуба достойным его дочери Софьи,
потому что он -"и золотой мешок, и метит в генералы".
Первыми из гостей на балу появляется чета Горичей.
Чацкий знал Горича до его женитьбы - они были
товарищами по службе. Это был бодрый, живой человек,
но после женитьбы он сильно изменился: попал под "каблук",
стал" мужем-слугой".
Горич прекрасно понимает своё положение и уже смирился
с ним. Он говорит Чацкому:" Теперь, брат, я не тот".
На бал приезжает и семейство Тугоуховских.
Княгиня весьма обеспокоена поиском женихов для своих дочек,
Едва завидев Чацкого и узнав, что он не женат, посылает
своего мужа пригласить потенциального жениха к себе.
Но, как только она понимает, что Чацкий небогат и у него нет
высокого чина, то что есть мочи кричит: "Князь, князь! Назад!".
В фамусовском обществе для богатых невест выбирают
женихов по принципу:" Будь плохонький, да если
наберётся душ тысячки две родовых, - тот и жених. "
На балу появляются графини Хрюмины.
Это озлобленная на весь окружающий мир Хрюмина-внучка
со своей полуглухой бабушкой.
Хрюмина-внучка не может найти себе достойного жениха и
поэтому недовольна всем, что происходит вокруг неё.
Едва приехав на бал, она сожалеет о том, что приехала слишком
рано:" Ну бал! И не с кем говорить, и не с кем танцевать! ".
Высокомерие Хрюминой-внучки возмущает Чацкого:
" Несчастные!... предпочли "оригиналы спискам! "
Загорецкий - это едва ли не самый порочный человек из
присутствующих на балу.
Про него говорят"отъявленный мошенник, плут, лгунишка он,
картежник, вор".Но, несмотря на такую уничтожающую
характеристику, его принимают в свете, двери фамусовского
дома для него открыты.
На бал приезжает также шестидесятилетняя барыня Хлестова.
Она берёт с собой на бал "арапку-девку да собачку".
Для неё крепостной человек - все равно, что собака.
Самым последним на бал является Репетилов; болтун, для него
все передовые идеи не более чем модное увлечение.
На балу множество гостей, которым Грибоедов не даёт
даже имён. Они участвуют в распространении сплетни о
сумасшествии Чацкого.
В их образах показаны цели фамусовского общества: карьера,
почести, богатство, слухи, сплетни.
Чацкий выгодно отличается от всех. Он осознал истинные
ценности той толпы, в кругу которой провел всего один день.
Перед тем, как покинуть Москву, Чацкий в гневе бросает
всему фамусовскому обществу: "Из огня тот выйдет невредим,
кто с вами день пробыть успеет, подышит воздухом одним
и в нём рассудок уцелеет"
Источник: 3-е действие пьесы
Эпизод «Бал в доме Фамусова» чрезвычайно важен для всей комедии, так как является кульминацией произведения. Развитие сюжета достигает в этом эпизоде особого напряжения, начинает четко звучать главная идея пьесы: противостояние «века нынешнего» и «века минувшего».
Чацкий, олицетворяющий современность, всячески бранит Фамусова. Он открыто выражает свои мысли, «служит делу, а не лицам». Фамусов же осуждает молодежь за новые начинания. Таковы и его гости: они дорожат дворянством, думают лишь о развлечениях, выставках, нарядах. Молодые барышни заботятся о том, как найти выгодного жениха. Загорецкий – яркий пример отъявленного мошенник, плута, вора. Когда появляется старуха Хлёстова, Чацкий дерзко осмеивает Загорецкого, и гостья этим поступком крайне недовольна.
Софья дает понять главному герою, что не любит его, и открывает свои чувства Молчалину, а о Скалозубе говорит как о «герое не ее романа». Но Чацкий не верит девушке. Он понимает, что скрывается под любезно-фальшивой маской Молчалина, не верит в ее любовь к такому ничтожеству. Окружающим на балу начинает казаться, что, действительно, у Чацкого «ум с сердцем не в ладу».
Главный герой все больше раздражает Софью своими резкими выпадами в сторону Молчалина, и она в отместку пускает слух о его сумасшествии. Сплетня заинтересовала людей, любящих посудачить, попала на подготовленную почву: Чацкий к тому моменту успел настроить против себя многих гостей. Слух быстро распространился в обществе, обрастая такими подробностями, какие по отношению к Чацкому и представить трудно. Кто-то вдруг сообщает, что ему прострелили голову, а в конце вообще оказывается, что молодой человек – беглый преступник!
Когда гости объявляют Чацкого сумасшедшим, Фамусов утверждает, что он первый сделал столь знаменательное открытие. Причину сумасшествия все московское общество видит в науке, в просвещении. Фамусов говорит об этот так:
Ученье – вот чума, ученость – вот причина,
Что нынче пуще, чем тогда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
Старуха Хлестова тоже вставила свое веское слово не в пользу образования:
И впрямь с ума сойдешь от этих,
От одних, от пансионов, школ, лицеев…
На сторонника крепостнических взглядов и старой морали идет в наступление умный, свободолюбивый защитник прав человека, смотрящий на жизнь и людей иными глазами. Во взглядах на образование, службу, в отношении к людям, в понимании цели жизни Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Старый мир еще силен, и ряды его сторонников многочисленны. Фамусовское общество встало единым фронтом против Чацкого: оно почувствовало в нем идейного врага.
В последнем монологе третьего действия Чацкий осуждает Москву и Петербург за то, что они берут пример с других стран, обличает странную моду:
Москва и Петербург – во всей России то,
Что человек из города Бордо,
Лишь рот открыл, имеет счастье,
Во всех княжён вселять участье…
Где можно найти характеристики гостей с бала в доме Фамусовых Из Горе от ума??
Посмотрите вот эти работы:
;
;
подробнее...