башкирские предания и легенды



Башкирские сказания

Автор Елизавета Царь задал вопрос в разделе Домашние задания

подскажите небольшие маленькие легенды или предания башкирских народов очень надо! Помогите пожалуйста. заранее спасибо. и получил лучший ответ

Ответ от ? ? ? Звездочка Ясная Я? ? ?[гуру]
Легенды и предания - Башкирские сказки и легенды
ссылка
Давно, очень-очень давно на небе было два солнца. И вот эти-то два солнца беспрерывно и неустанно озаряли лик земли. И сильно страдали от того люди. Не в силах спать от постоянного света, сказал один бай: «Кто сможет сбить выстрелом одно из двух солнц, получит в жены мою дочь, кроме дочери дам еще богатства». Весть эту разослали повсюду, куда письмо дойдет и лошадь доскачет. Не осталось в стране никого, кто не был бы извещен о решении бая.
После этого на кочевке бая стали собираться самые меткие стрелки – мэргэны. Многие пытались стрелять в небеса, но не могли нанести солнцам никакого ущерба. И каждого неудачного стрелка бай отправлял обратно домой со словами: «Кому нужна такая ваша меткость?» Одним из последних приехал батыр по имени Урал, чтобы свою сноровку попробовать. Взял он свой роговой лук, наложил на тетиву из просмоленных жил алмазную стрелу, натянул на размах руки – все вокруг так и зазвенело да загудело. От звука того обрушились горы и замерли в своем течении реки. А в это время алмазная стрела все плыла и плыла вверх и угодила прямо в одно из солнц, пробила его насквозь, на две части развалив, и дальше полетела. «Ай! Ай!» - только и аукнулся внизу весь народ на ночевке бая.
Одна половинка солнца осталась висеть на небе, другая - упала на землю и потом превратилась в большую гору, богатую всякими сокровищами. Расколовшись надвое, солнце потеряло свой блеск. После этого люди привыкли спать по ночам в темноте, а при дневном свете трудиться. Ввиду того, что люди на земле при разломе солнца закричали «Ай!», одну часть расколотого солнца стали называть «ай». Гору, которая образовалась из второй половины в честь егета – мэргэна стали называть «Уралтау».
=======
Кэкук – так звали сына водяного царя. Однажды, выйдя на сушу, он женился на дочери одного царя. По истечении некоторого времени совместной жизни он сказал царевне: «Хочу повидать своих родителей», погрузился в водную стихию и больше не появился. В тоске и печали бродила девушка по берегу.
Как-то, расчесывая свои волосы, загадала про себя царская дочь: «Если он не вернется, нечего и мне жить на свете, лучше бы обернуться и птицей улететь». И желание ее исполнилось – превратилась она в птицу и упорхнула невесть куда. Произошло это так быстро, что она успела заплести только одну косу, другая же осталась незаплетенной.
Говорят, потому у кукушки одно крыло взлохмачено и опущено вниз.
Жизнь молодой женщины прошла в печали и постоянных поисках своего мужа. Оттого кукушку называют печальной птицей. Она и поныне кличет своего супруга: «Кэк-кук».
Источник: ЖИТЕЛЬНИЦА УФЫ!!!

Ответ от Михаил Ломов[новичек]
Агидель и Яик
Азан-таш
Айлинцы и табынцы
Айна и Гайна
Асылыкуль
Акъял-батыр
Аул Канны-туркяй
Аул Куръятмас
Аул Сарт-Наурузово
Аулы Ямаш и Юмаш
Большая Медведица
Брод бия
Бурзянцы
Вороненок
Вскормленный собакой
Гайнинцы
Гора Авлии
Гора Еркея
Гора Кара-кучук
Гора Мухиббы
Гора Невесты
Гора, где тонула Суак
Два зверя на Луне
Двугорье Алпа-кум
Девушка и месяц
Деревня Абзаново
Деревня Ибраево
Деревня Расулево
Деревня Убалар
Зухра-йондоз
Зухра-йондоз (Вариант 2)
Инсебика-таш
Иргиз
История аула Кыпсак-Аскарово
История деревни Набиево
Казахская сторона
Как Исэн-баба переселился на Танып
Калым
Камни батыра и медведя
Кандра-Аминево
Канлы-туркэй
Каныкай
Караидель
Катай
Кашкарово
Кеяуташ
Килькабызово
Киргизское перепутье
Крепостной Зилаир
Кандрыкуль
Курай
Курган Айдара
Курыуды
Кустарник Яухар
Кыпчаки
Кэкук
Лощина Теляу
Луг Фатимы
Луна и Зухра
Максимово дно
Мамбет
Мамыт
Место, где умерла сваха
Млечный путь
Могила Навалихина
Могила Халиля
Мусектау
Озеро Водяного
Озеро Елкысыккан
От Медведя
Откуда взялись медведи?
Откуда пришли айлинцы, мурзаларцы и тырнаклинцы
Племя тангауров
Племя Юрматы
Подснежник
Поле, покрытое кровью
Поляна Черной коровы
Порода Шурале
Потомство волков
Потомство рода Алпамышей
Поющий журавль
Прах Абыза
Происхождение башкир
Происхождение башкир (Вариант 2)
Происхождение башкир (Вариант 3)
Происхождение башкир (Вариант 4)
Пятеро сыновей
Река Бурелэ
Река Ток
Род Байулы
Род Калмаков
Род Кубаляк-Теляу
Роды Юрматы и Талтым
Семиродцы
Семь звезд (Большая Медведица) — семь девушек
Сердце-гора
Скала Антона
Скала, откуда упал Котой
Сопка-тюбетейка
Сынташ
Сыуал-таш
Табынцы
Тарпан человечий
Толбуйцы
Тураташ
Туратский косогор
Уктау
Урман-кудейцы
Урочище «Имел надежду»
Устье реки, где джигиты повязывали платок любимой
Уфа-таныпцы
Учалы
Югомаш-гора
Яйляу, где Шакира стреляла из лука

Ответ от ринат шайм[новичек]
В старину, во времена карымты и барымты, жил среди башкир один прославленный батыр. К тому же, он был кураистом, певцом и сэсэном*. Когда вышел возраст и он стал джигитом, то женился на дочери такого же известного батыра, как сам. И повели они жизнь в мире да согласии.
Мирная жизнь их была нарушена нашествием казахов. Им хотелось во что бы то ни стало захватить этого башкирского батыра и склонить его на свою сторону. Но из этого ничего не получилось. Едва увидев батыра, на которого посягали, пришельцы в страхе повернули назад.
Тогда казахи решили лишить батыра его наследников и однажды похитили его беременную жену. Глава рода взял ее себе третьей женой и выделил для нее отдельную юрту.
Возвращается башкирский батыр с охоты домой, а жены-то и нет. Взял он свое медное копье и вышел в путь. Добрался он до яйляу, где жил казахский батыр, украдкой стал прислушиваться да загляды­вать в каждую юрту, и вот слышит, что в белой юрте кто-то тихо плачет. «Боже, да ведь это моя жена, подам-ка я ей голос»,— подумал он и шепотом позвал ее. «Что бы ни пришлось испытать, лишь бы с му­жем», — решила молодая женщина, услышав призывный шепот и, вы­скользнув из объятий казахского батыра, выбежала из юрты.
В ту же ночь они прошли довольно большой путь. Немалый путь одолели они и на другую ночь. Но на третью ночь жена батыра по­чувствовала себя плохо и совершенно выбилась из сил. Добрались они до зарослей кустарника и там спрятались.
Через некоторое время на свет появился младенец-сын. Преследо­вавшие их всадники-казахи проехали мимо, не заметив беглецов.
Мальчик надрывался в плаче, а состояние его матери становилось все тяжелее. Бежать с плачущим ребенком на руках было опасно.
Тогда они увидели в кустах воронье гнездо, положили ребенка в то гнездо, а сами тронулись в дальнейший путь. Двигались они только ночью, а днем скрывались в кустарниках да овражках. Таким образом и удалось добраться до реки Яика и переправиться на другой берег. И в тот же миг возле реки оказались преследователи. Потоптались о

Ответ от GH[активный]
Кэкук – так звали сына водяного царя. Однажды, выйдя на сушу, он женился на дочери одного царя. По истечении некоторого времени совместной жизни он сказал царевне: «Хочу повидать своих родителей», погрузился в водную стихию и больше не появился. В тоске и печали бродила девушка по берегу.
Как-то, расчесывая свои волосы, загадала про себя царская дочь: «Если он не вернется, нечего и мне жить на свете, лучше бы обернуться и птицей улететь». И желание ее исполнилось – превратилась она в птицу и упорхнула невесть куда. Произошло это так быстро, что она успела заплести только одну косу, другая же осталась незаплетенной.
Говорят, потому у кукушки одно крыло взлохмачено и опущено вниз.
Жизнь молодой женщины прошла в печали и постоянных поисках своего мужа. Оттого кукушку называют печальной птицей. Она и поныне кличет своего супруга: «Кэк-кук».

Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: подскажите небольшие маленькие легенды или предания башкирских народов очень надо! Помогите пожалуйста. заранее спасибо.
Башкирская мифология на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Башкирская мифология
Башкирские народные сказки на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Башкирские народные сказки
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*