больной медведь



Медведь и человек

Автор A-stra задал вопрос в разделе Философия, Непознанное

Что известно о "медвежьем культе" на Руси? и получил лучший ответ

Ответ от Ёнежная кошка™[гуру]
МЕДВЕДЬ. В мифологических представлениях и ритуале Медведь может выступать как божество (в частности, умирающее и возрождающееся) , куль-турный герой, основатель традиции, предок, родоначальник, тотем, дух-охранитель, дух-целитель, хозяин нижнего мира, священное и (или) жертвенное животное, зооморфный классификатор, элемент астрального кода, воплощение души, даритель, зве-риный двойник человека, помощник шамана, его зооморфная ипостась и душа, оборотень и т. п. Медведь — один из главных героев животного эпоса, сказок, быличек, песен, загадок, поверий, заговоров и др. Значение Медведя определяется прежде всего его подобием человеку, толкуемым мифопоэтическим сознанием как указание на общее их происхождение или происхождение друг от друга. Тему подобия или тождества Медведя и человека в разных планах реализует ритуал медвежьей охоты, составляющий ядро культа Медведя. Один из основных этапов ритуала медвежьей охоты (после убийства Медведя) в ряде сибирских традиций состоит в «расстёгивании» и последующем снятии шкуры (или «шубы») , что в известной степени означает первый этап принятия Медведя человеческим коллективом (превращение Медведя в человека, снятие различий между ними) , за которым следует второй этап — вкушение медвежьего мяса. Медвежий ритуал («медвежий праздник» ) достаточно полно сохранился в ряде традиций (обские угры, кеты, нивхи и др. ) вплоть до 20 в. ; по многочисленным пережиткам он может быть восста-новлен и для других традиций. Кроме того, целый ряд свидетельств (изображения Медведя в пещерах Франции, находки большого скопления медвежьих костей в пещерах ФРГ и Швейцарии, собранных в определённом порядке, что имеет аналогии в современных медвежьих ритуалах; петроглифы Скандинавии, Урала, Восточной Сибири) делает несомненными архаичность мифопоэтических представлений о Медведе и связанных с ним культов и исключительную устойчивость взгляда человека на природу Медведя и его сакральное значение.
В пределах Евразии обычно выделяют два типа медвежьих ритуалов (праздников) — западный (обские угры, кеты, эвенки) , связанный с охо-той на медведя, и дальневосточный (нивхи, айны и другие народы Приамурья, Сахалина; к этому же типу относятся ритуалы, зафиксированные у вьетнамцев) , включающий воспитание медведя в человеческой семье. У ряда сибирских народностей и индейцев Северной Америки известны разные типы миметической «медвежьей пляски» , совершаемой в связи с предстоящей охотой или при удачном её завершении, во время врачевательного обряда. Иногда такая пляска в медвежьих масках и костюмах, сопро-вождаемая «медвежьими песнями» , является прерогативой членов особых — медвежьих — обществ и приурочивается к главному празднику племени. Частично медвежьи обряды отражены и в народной медицине. У некоторых индейских племён именно Медведь выступает основным и наиболее могущественным патроном «лекарских» корпораций, в необходимых случаях его вызывают с помощью специальных ритуалов. Во многих традициях считалось, что целительная сила Медведя распространяется не только на людей, но и на скот (коров, оленей и др.) . Вместе с тем Медведь мог выступать и в роли «коровьего врага» (ср. в русской народной традиции образ Егория — защитника скота от Медведя, и многочисленные заговоры от Медведя в защиту коров) . Широкое распространение имело представление, что души наиболее могущественных шаманов обладали способностью оборачиваться Медведем, орлом или лосем. В ряде сибирских и северо-американских традиций произошла институализация особого класса медвежьих шаманов, которые не только отождествляли себя с Медведем, но и во многих случаях «омедвеживали» участников ритуала — заказчиков (напр. , одевались сами и облачали заказчиков в медвежьи наряды) . Способность к оборотничеству, к превращению в Медведя приписывалась и колдунам (у печорских коми и в ряде других традиций) . Медвежьи маски и костюмы со-относятся с обширным кругом ритуалов, связанных с ряженьем человека под Медведя и уже


ВОТ ЭТО Я ПОНИМАЮ !!ЭТО - СИЛЬНО !!
Серебряная Леди - THE BEST !!
з.ы. можно работу или доклад по ответу подготовить

Ответ от Madeleine[гуру]
Медвежий культ — один из древнейших культов. За его глубокую древность говорит то, что он прочно укоренился не только у охотничьих народов, но даже и у народов, давно ставших земледельческими. У славян до сих пор название зверя осталось только в древней табуированной, иносказательной форме: “мед-ведь” - «мед ведающий» , а исконная запретная форма была, видимо, близка к -бер-, так как зимнее жилище медведя повсеместно в России называется берлогой, то есть «логовом бера» .
Палеолитические захоронения медвежьих лап, олицетворявших в сознании первобытного охотника столь нужную ему силу и крепость, были одним из первых приобщений человека к сфере магии и заклинаний. «Медвежьи пещеры» , известные едва ли не по всему миру, находятся на грание магии и искусства. Быть может поэтому отголоски культа отрубленных медвежьих лап известны нам на протяжении многих тысяч лет — от неолита до XIX века. В окрестностях Новгорода в неолитических слоях часто встречались «пальцевые кости медвежьей лапы, зарытые в одну яму с костями человека» . Ещё во II тыс. до н. э. в Поволжье находили просверленные медвежьи зубы (т. е. амулеты) , ожерелья из зубов, кремневые поделки в форме медвежьего клыка, в могильниках вместе с костями человека встречались и кости медведя.
Позднее во владимирских курганах были найдены изображения медвежьей лапы из глины.
Вся территория, отмеченная присутствием в захоронениях медвежьих костей и когтей и т. д. , особенно Новгородская земля и Ростово-Ярославское Поволжье, изобилует медвежьими топонимическими названиями типа р. Медведица, урочище Медвежий Угол и т. п. Гербы Новгорода и Ярославля содержат в себе изображение медведя.
Славяне издавна почитали медведя, усматривая в облике и повадках его следы человеческой природы (звериный двойник человека) . Возможно, у восточных славян он был звериной ипостасью скотьего бога Велеса. Его лапы или когти как “скотий бог” вешались во дворах для оберега скота. Своими чарами он мог принести пользу или, наоборот, вред. Вождение медведя — первоначально не развлечение, а магический заклинательный акт. Зверя обводили вокруг скотного двора, он участвовал в ритуальной пахоте. Медведя приводили во двор и в дом, его когтем лечили коров, проводя им по спине больной скотины, голова медведя, зарытая во дворе, способствовала увеличению поголовья скота. Если в деревне или в хате завелась нечистая сила, появление медведя её сразу уничтожало. У белорусов был обычай приглашать в подобных случаях медвежатника с медведем; последнего вели сначала в почётный угол хаты, под образа, угощали его щедро мёдом, сыром, маслом и прочим, потом медвежатник приказывал медведю поклониться по очереди всем домашним и вёл его по всем закоулкам и хлевам. Думали, что после такого похода никакое колдовство дому не повредит.. . Помогал медведь и при лечении больных: медведя заставляли переступить через больного или наступить на него, веря в целительную силу зверя. Произнося заговоры, клочьями медвежьей шерсти окуривали дом и стойла для скота. На Руси существовал запрет есть “медведину”. И ещё в XII веке обсуждался вопрос — может ли священник носить шубу из медвежьего меха? У народов, имеющих культ медведя, съедение им человека означало бесспорную греховность этого человека. Согласно легенде о божественном происхождении медведя, бог, спуская его на землю, позволил ему уничтожать стада только плохих людей и самих их медведь мог убивать.

Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: Что известно о "медвежьем культе" на Руси?
Культ медведя на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Культ медведя
Нападения медведей на людей на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Нападения медведей на людей
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*