болвановская дорога



Автор HelSam задал вопрос в разделе Города и Страны

Прогулки по Москве-22. и получил лучший ответ

Ответ от Алёна[гуру]
Церковь Николы на Болвановке.. .
По одной из версий это странное название объясняется тем, что здесь проживали мастера, изготавливавшие деревянные болванки для пошива головных уборов.
Никольская церковь (улица Верхняя Радищевская, 29) была построена в 1697—1712 годах на месте деревянной церкви, первые известия о которой относятся к 1632 году. В строительстве кирпичного здания принимал участие зодчий Осип Старцев. Храм воздвигнут на одном из семи московских холмов — Таганском. Замыкая перспективу улиц, он был в свое время высотной доминантой площади.
Здесь в XVII веке находилась Болвановская слобода, а позднее прошли Верхне- и Нижнеболвановские улицы. Откуда взялись эти названия, до сих пор не ясно. По самой распространенной версии, местные мастера изготовляли болванки то ли для чугунного литья, то ли для головных уборов. Об этом писал еще Н. П. Розанов: «На другой стороне Москвы-реки (за Яузой) были слободы Кузнецкая и Болвановка. Близко жили мастеровые чугунного и гончарного дела, которые для своих изделий имели формы, или болваны, потому полагаем, что на месте, где теперь Болвановка, жили мастера, которые делали такие формы, или болваны» (Описание московских церквей, учиненное Московской консисторией в 1817. – М. , 1875. С. 13, 39.). П. В. Сытин толкует происхождение названия местности иначе: «Название улицам дано в XVIII в. по находившейся здесь в XVII в. ремесленной Болвановской слободе, жители которой делали из дерева болванки для пошива на них головных мужских уборов» (Сытин П. В. Откуда произошли названия улиц Москвы. – М. , 1959. С. 252.).
Другую версию предлагает А. Н. Островский, который в своих «Записках замоскворецкого жителя» объясняет название местности тем, «что тут стоял некий татарский бог, то есть „болван“». Навряд ли это так, ибо татары, будучи мусульманами, никаких изображений не допускали. Но, возможно, Болвановка получило свое название от тех «болванов» , которыми москвичи именовал ордынские басмы – печати с изображением ханов. Во время татаро-монгольского ига их привозили для поклонения на золотоордынское подворье, которое в XV веке, во время княжения великого князя Иоанна Васильевича, располагалось в Замоскворечье. Перед басмами московские князья давали присягу, подписывали договоры и приносили дань.
Еще одно предположение выдвинул М. М. Сухман. Ссылаясь на упоминание Болвановской дороги в Никоновской летописи под 1380 годом, в связи с Мамаевым побоищем, он предложил такое толкование этого прозванья: дорога проходила близ Коломны у языческого капища голяди — угро-финского племени, земли которого были присоединены к Москве еще при Юрии Долгоруком. Это вполне вероятно, так как московиты органически соединяли в своем сознании и христианство, и язычество.
Источник: и подробнее = 18090

Ответ от Кукольник[гуру]
Не знаю. . Отвечаю, чтоб вернуться и ответы почитать. Антиресно просто.

Ответ от Александр Исаев[гуру]
ссылка

Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: Прогулки по Москве-22.
Телевизор на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Телевизор
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*