Автор Анастасия Садилова задал вопрос в разделе Юридическая консультация
три формы установления власти мужа над женой в римском праве и получил лучший ответ
Ответ от Stepan[гуру]
что вы имеете ввиду? три формы брака?
Ответ от Оксана Башкирова[гуру]
главный принцип исконного римского брака - жена является собственностью мужа: "...хотя гражданский брак (matrimonium consensu) и не предоставлял мужу власти собственника над женою, но правовые понятия о формальной передаче женщины мужчине (coemptio) и о давности владения (usus) применялись в этом случае без ограничений и давали мужу возможность приобрести право собственности над женой. Пока он не приобрел этого права, т. е. пока не истек срок давности, женщина, так же как и при позднейших бракосочетаниях.. . была не uxor, а pro uxore; до эпохи полного развития юридической науки у римлян сохраняется правило, что жена, не находившаяся во власти мужа, была не настоящей женой, а лишь считалась за таковую". (3)
Итак, цивильный брак, то есть брак между римскими гражданами (matrimonium), был направлен на установление права собственности мужа над женой. Существовало три формы (три основания) возникновения такого брака: конфареация (per confarreationum), коэмпцио (per coemptionum) и юзус (per usum).
Конфареация являлась патрицианской формой заключения брака; длительное время только в таком браке вырастали граждане, способные занимать высшие жреческие места. (4) Обряд заключения брака состоял в принесении жертвы богам перед священниками и свидетелями. Таким образом, брачная связь возникала в результате определенного ритуала; результатом возникновения связи являлось установление права собственности над женщиной.
Такой же результат имел место и в случае применения светской формы заключения цивильного брака - коэмпцио. Это была самопродажа женщиной мужчине посредством обряда манципации, то есть в присутствии пяти свидетелей и весовщика и произнесением определенных выражений.
Юзус - такая форма установления брачной связи, при которой использовалось правило XII таблиц о приобретательной давности, в соответствии с которым право собственности на движимую вещь возникало у добросовестного владельца по истечении одного года открытого и непрерывного владения: фактическое проживание в доме мужчины женщины, не имеющей другой брачной связи (и не торгующей своим телом) в течение одного года порождало з аконный брак.
Посредством таких обрядов, сделок и юридических фикций возникал так называемый брак с властью мужа (matrimonium cum manu mariti). В отличие от развития других правовых институтов, изменение принципов построения брака носили не эволюционный, а скорее катастрофический характер, что дало исследователям основание считать, что в этом деле обнаруживается уникальное нравственно-социальное явление: "Последовательным проведением принципа равенства и свободы обеих сторон в браке римское право явило чрезвычайно любопытный пример разрешения трудной и острой проблемы"(5) Действительно, если у других народов античности идея права мужа последовательно заменялась идеей опеки над женой, затем идеей главенства мужа в брачных и семейных отношениях, то Рим, перейдя эти ступени, выработал идею равенства супругов.
Вырабатывается и юридически признается конструкция брака без власти мужа (matrimonium sine manu mariti)."В браке с властью мужа еще и нет собственно семейных отношений; это - как бы вещные отношения. Но в браке без власти мужа появляются именно семейные отношения.. . Ибо здесь появляются два самостоятельных субъекта. ..Раньше всего отмирает юзус. С 23 года даже конфареацио (по закону) не порождает власть мужа над женой. Конфареацио живет до христианства (до IV в.) , но без власти мужа над женой.. . Коэпмцио сохраняется дольше других форм брака.. . но только как форма фиктивного брака.. . Итак, уже со второй половины республики преобладает брак без власти мужа".
главный принцип исконного римского брака - жена является собственностью мужа: "...хотя гражданский брак (matrimonium consensu) и не предоставлял мужу власти собственника над женою, но правовые понятия о формальной передаче женщины мужчине (coemptio) и о давности владения (usus) применялись в этом случае без ограничений и давали мужу возможность приобрести право собственности над женой. Пока он не приобрел этого права, т. е. пока не истек срок давности, женщина, так же как и при позднейших бракосочетаниях.. . была не uxor, а pro uxore; до эпохи полного развития юридической науки у римлян сохраняется правило, что жена, не находившаяся во власти мужа, была не настоящей женой, а лишь считалась за таковую". (3)
Итак, цивильный брак, то есть брак между римскими гражданами (matrimonium), был направлен на установление права собственности мужа над женой. Существовало три формы (три основания) возникновения такого брака: конфареация (per confarreationum), коэмпцио (per coemptionum) и юзус (per usum).
Конфареация являлась патрицианской формой заключения брака; длительное время только в таком браке вырастали граждане, способные занимать высшие жреческие места. (4) Обряд заключения брака состоял в принесении жертвы богам перед священниками и свидетелями. Таким образом, брачная связь возникала в результате определенного ритуала; результатом возникновения связи являлось установление права собственности над женщиной.
Такой же результат имел место и в случае применения светской формы заключения цивильного брака - коэмпцио. Это была самопродажа женщиной мужчине посредством обряда манципации, то есть в присутствии пяти свидетелей и весовщика и произнесением определенных выражений.
Юзус - такая форма установления брачной связи, при которой использовалось правило XII таблиц о приобретательной давности, в соответствии с которым право собственности на движимую вещь возникало у добросовестного владельца по истечении одного года открытого и непрерывного владения: фактическое проживание в доме мужчины женщины, не имеющей другой брачной связи (и не торгующей своим телом) в течение одного года порождало з аконный брак.
Посредством таких обрядов, сделок и юридических фикций возникал так называемый брак с властью мужа (matrimonium cum manu mariti). В отличие от развития других правовых институтов, изменение принципов построения брака носили не эволюционный, а скорее катастрофический характер, что дало исследователям основание считать, что в этом деле обнаруживается уникальное нравственно-социальное явление: "Последовательным проведением принципа равенства и свободы обеих сторон в браке римское право явило чрезвычайно любопытный пример разрешения трудной и острой проблемы"(5) Действительно, если у других народов античности идея права мужа последовательно заменялась идеей опеки над женой, затем идеей главенства мужа в брачных и семейных отношениях, то Рим, перейдя эти ступени, выработал идею равенства супругов.
Вырабатывается и юридически признается конструкция брака без власти мужа (matrimonium sine manu mariti)."В браке с властью мужа еще и нет собственно семейных отношений; это - как бы вещные отношения. Но в браке без власти мужа появляются именно семейные отношения.. . Ибо здесь появляются два самостоятельных субъекта. ..Раньше всего отмирает юзус. С 23 года даже конфареацио (по закону) не порождает власть мужа над женой. Конфареацио живет до христианства (до IV в.) , но без власти мужа над женой.. . Коэпмцио сохраняется дольше других форм брака.. . но только как форма фиктивного брака.. . Итак, уже со второй половины республики преобладает брак без власти мужа".
Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: три формы установления власти мужа над женой в римском праве
спросили в Другое
как рассматривается человек в эпоху римской империи
Социальная структура римского общества
Основная статья: Социальные классы в Древнем Риме
подробнее...
как рассматривается человек в эпоху римской империи
Социальная структура римского общества
Основная статья: Социальные классы в Древнем Риме
подробнее...
спросили в 1025 год
Русская княжна на французком троне
Дочь Ярослава Мудрого Анна, королева Франции... Со школьной скамьи известная, даже хрестоматийная,
подробнее...
Русская княжна на французком троне
Дочь Ярослава Мудрого Анна, королева Франции... Со школьной скамьи известная, даже хрестоматийная,
подробнее...
Чем прославился и в каком веке родился король Артур?
Рождение Артура
Артур — сын короля Логрии (Британии) Утера Пендрагона. По преданию, Утер
подробнее...
спросили в 14 февраля 234 год
Что за праздник 14 февраля?? Откуда он взялся??
Что касается происхождения Дня Святого Валентина, то здесь не все до конца ясно. Но официальная
подробнее...
Что за праздник 14 февраля?? Откуда он взялся??
Что касается происхождения Дня Святого Валентина, то здесь не все до конца ясно. Но официальная
подробнее...