Анализ произведения лапти
Автор InSiDe задал вопрос в разделе Домашние задания
Помогите нужен анализ рассказа "Лапти" A.И.Бунин и получил лучший ответ
Ответ от Ирина Неизвестная[гуру]
Тема нравственного подвига в рассказе Бунина «Лапти»
Сюжет рассказа прост: в ненастную погоду в одном из отдаленных хуторов тяжело болеет барский мальчик и в бреду просит дать ему красные лапти.
Для ребенка красные лапти становятся той мечтой, тем рубежом, достигнув который, он может либо выжить, либо умереть. Никто не может в такую пургу достать мальчику желаемое. Мастер художественного слова – И. А. Бунин передает состояние природы следующими синонимами: «непроглядная вьюга» ; «такая страсть» ; «белое, куда-то бешено несущееся степное море, бездна снежного урагана и мрака» . Нефед отправляется в путь, никого не спрашивая, так как «душа желает» , а противиться желанию души ребенка герой не в силах, и никакое ненастье его не пугает. Нефед не вернется, но на следующий день его найдут у дороги новосельские мужики, и именно это спасает им жизнь.
Финал бунинского рассказа открытый: читателю остается неизвестно, выздоровел ли мальчик, спас ли его Нефед, так как «за пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином» . Такая концовка рассказа представляет читателю возможность еще раз задуматься о поступке Нефеда, хотя мы знаем, что жертва Нефеда не напрасна: герой уже спас новосельских мужиков. Нефед погиб, не получив никакой благодарности за свой труд, но в этом нравственность его поступка: пойти, не требуя благодарности, почестей, славы. Гуманистическая направленность бунинского рассказа очевидна: Нефед, не задумываясь, решает выполнить волю тяжело больного мальчика, и для него нет ничего важнее «души ребенка» .
Именно человеческая душа становится высшей нравственной ценностью.
Нефед совершил поступок, не считая его подвигом, но нравственная сила сделанного героем очевидна. Рассказ учит читателя совершать настоящие нравственные деяния.
«Певец осени, грусти и дворянских гнезд» — так критика характеризовала И. А. Бунина, восторгаясь прекрасным языком автора. По словам же самого писателя, он всю жизнь страдал от того, что не мог «выразить того, что хочется. Какая мука наше писательское ремесло. А какая мука найти звук, мелодию рассказа, — звук, который определяет все последующее!» К. Г. Паустовский говорил, что у Бунина было редкое и безошибочное ощущение красок и освещения, и тот, кто может уловить это соединение, — это счастливейший человек.В небольшом по объему рассказе «Лапти» представлено необыкновенное богатство образов и звуков. Только истинному мастеру подвластно из огромнейшего числа русских слов выбрать для своего произведения наиболее точные, живописные слова, связанные с повествованием незримой нитью.Действие рассказа происходит вьюжной зимой. Бунин нечасто использует в своих описаниях метафоры, однако если прибегает к этому изобразительному средству, то добивается необыкновенной яркости. Вьюгу автор сравнивает с морем во время урагана: «. потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море». Автор стремится показать буйство природы: «. в бездне снежного урагана и мрака», «потонули вместе с лошадью в страшный снег». Разгулявшаяся стихия вызывает в душах людей страх: «. в такую страсть», «такой ужас», «. ужасала одна мысль». Эти эпитеты рисуют состояние души матери, оставшейся в одиночестве с больным ребенком: «. плакала горькими слезами от страха и от своей беспомощности».Речь также является средством раскрытия характеров героев: «Господи, помоги! Господи, защити!», «Бог с тобой. «, «А господь его знает!». В полном бессилии мать обращается к единственной надежде — Господу. А надежда приходит в ином образе. Обращает на себя внимание тот факт, что все герои безымянны, а именем наделен только один персонаж — Нефед. Это говорит о том, что он главный герой рассказа. Речь Нефеда лишена закругленности, в ней нет сложных предложений, много просторечий: «Не полегчало?», «. не хитрое дело», «Она мне будет в зад, пыль-то.» Незаконченные, часто обрывающиеся фразы говорят не только о крестьянском происхождении Нефеда, но и о том, что он человек дела. И он отправляется за шесть верст в лавку за лаптями и фуксином, так как «душа желает». А если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет. Характер Нефеда, его устремленность и деловитость автор подчеркивает в портретной характеристике и в описании его действий: «Мотнул шапкой. Задумался. Шапка. Борода, старый полушубок, разбитые валенки — все в снегу, все обмерзло. И вдруг твердо: «Значит, надо добывать. «.Буниным в рассказе используется прием предвосхищения событий. Эпитет «зловещий стук» предсказывает скорую развязку — Нефед заблудился в степи, не дошел до Новоселок, вернулся ни с чем, и это означает, что ребенок умрет.В данном произведении немногословность Нефеда, приверженность крестьянским жизненным устоям, деятельное начало — все рождает ощущение душевого здоровья, внутренней гармонии и красоты простого человека. Его внутреннее спокойствие сродни природе. Нефед — «выходец из природы», уходит он тоже в нее.«Белый от снега» дом и «красные лапти», «холодный» дом и «в жару. плакал ребенок» — антитеза в начале рассказа рождает ощущение равнодушной холодности окружающего мира по отношению к больному ребенку.Для Бунина деталь важна сама по себе, без привязанности к сюжету. Она говорит о состоянии мира в целом, стремится вобрать в себя всю полноту чувств, всю сложную характеристику мира в цвете, звуках, запахах: «Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми и грозными видениями. «.Знаки препинания тоже играют определенную роль. Они создают грустно-напряженную тональность.
План рассказа И. А. Бунина "Лапти"
Анализ произведения Жанр произведения — рассказ. Герои — мать ребенка, Нефед, мужики из соседнего
подробнее...
Напишите пожалуйста анализ рассказа "Лапти" Бунин
1) Особенности жанра произведения. В первой половине XX века Иван Алексеевич Бунин, работая в жанре
подробнее...
Какие произведения читают в 7 классе? интересует программа 7 класса по литературе.
Список литературы для чтения летом 7 класс
1.Былины: Илья Муромец и Соловей-разбойник, Вольга
подробнее...
полный анализ стихотворения Есенина "Берёза"
Однажды, мой начальник заявил, что береза –сорняк ,
я не придал этому значения и про себя
подробнее...
анализ стихотворения Некрасова "Друзьям"
Некрасов друзьям анализ
Мы никогда не должны забывать, что каждый успех нашего познания
подробнее...
Люди у кого есть анализ любого произведения Тургенева из "Записок Охотника" очень надо В долгу не останусь ))
Анализ рассказа «Хорь и Калиныч»
Рассказ «Хорь и Калиныч» начинает цикл «Записки
подробнее...
Выполните анализ стихотворения "Размышления у парадного подъезда"
1.Автор, название стихотворения. - Cтихотворение «Размышления у парадного подъезда» было написано
подробнее...
Люди срочно нужно сочинение отзыв о стихотворении Огарева Дорога
Отзыв. Огарев Н. П. «Дорога». Читая стихотворение Огарева Н. П. «Дорога», я сразу представляю себе
подробнее...