Автор Антон Дмитриев задал вопрос в разделе Школы
мир природы и человека в рассказах Чехова и получил лучший ответ
Ответ от Наталья Скороспелова[гуру]
Ответ от ??? Михайловна ???[гуру]
Какое же мировоззрение имел в виду Чехов, когда говорил о необходимости «общей идеи» ? Самым твердым фундаментом современного мировоззрения он считал философский материализм. Его многочисленные суждения на эту тему не оставляют в этом никакого сомнения.
«Все, что живет на земле, материалистично по необходимости..., — считал Чехов. — Существа высшего порядка, мыслящие люди — материалисты тоже по необходимости. Они ищут истину в материи, ибо искать ее больше им негде, так как видят, слышат и ощущают они одну только материю. По необходимости они могут искать истину только там, где пригодны их микроскопы, зонды, ножи.. . Я думаю, что когда вскрываешь труп, даже у самого заядлого спиритуалиста необходимо явится вопрос: где тут душа? А если знаешь, как велико сходство между телесными и душевными болезнями, и когда знаешь, что те и другие болезни лечатся одними и теми же лекарствами, поневоле захочешь не отделять душу от тела» (из письма 7 мая 1889 года; XIV, 360).
Таким образом, материалистическое понимание природы и человека как части природы было для Чехова обязательной основой той «общей идеи» , в которой нуждается современное человечество. Но тут же сразу возникал вопрос о человеке как существе общественном, о человеческом общежитии, которое должно быть построено на началах доброго согласия и взаимного расположения, о тесных связях между людьми, связях разумных и сердечных. Как добиться установления этих связей? Ответа на этот вопрос Чехов не знал и откровенно признавался в этом. Ни «каторжные» публицисты «Нового времени» , ни «копченые сиги» из «Русской мысли» , ни «вумные политико-экономические фигуры» вроде Воронцова такого ответа не дадут — это было Чехову совершенно ясно. Его политическая наивность в данном случае выражалась в том, что все современные ему идейно-общественные группы и партии были почти равны для него и он не видел между ними существенных социальных различий. Его политическая прозорливость сказалась в твердом убеждении, что ответ должен быть построен совершенно заново, на научном фундаменте и совсем другими людьми.
Себя к этим людям Чехов не причислял, равно как и других писателей своего поколения. Об этом говорят известные слова в письме от 25 ноября 1892 года: «Политики у нас нет, в революцию мы не верим, бога нет, привидений не боимся, а я лично даже смерти и слепоты не боюсь.. . Да, я умен по крайней мере настолько, чтобы не скрывать от себя своей болезни и не лгать себе и не прикрывать своей пустоты чужими лоскутьями вроде идей 60-х годов и т. п. » (XV, 446—447). Чехов считал, что эта болезнь не случайна, что она исторически обусловлена как некое переходное состояние и уже в этом смысле «болезнь сия, надо полагать, имеет скрытые от нас хорошие цели и послана недаром... » (XV, 447). При этом он решительно отвергал всякие призывы из суворинского лагеря считать свой недостаток достоинством, «уверовать» в жизнь, какова она есть, и отказаться от поисков высших целей. «Кто искренне думает, что высшие и отдаленные цели человеку нужны так же мало, как корове, что в этих целях „вся наша беда“, тому остается кушать, пить, спать, или, когда это надоест, разбежаться и хватить лбом об угол сундука» . О себе же
381
самом Чехов заявил совершенно решительно: «...эти цели я считаю необходимыми и охотно бы пошел искать их» (XV, 450—451).
Какое же мировоззрение имел в виду Чехов, когда говорил о необходимости «общей идеи» ? Самым твердым фундаментом современного мировоззрения он считал философский материализм. Его многочисленные суждения на эту тему не оставляют в этом никакого сомнения.
«Все, что живет на земле, материалистично по необходимости..., — считал Чехов. — Существа высшего порядка, мыслящие люди — материалисты тоже по необходимости. Они ищут истину в материи, ибо искать ее больше им негде, так как видят, слышат и ощущают они одну только материю. По необходимости они могут искать истину только там, где пригодны их микроскопы, зонды, ножи.. . Я думаю, что когда вскрываешь труп, даже у самого заядлого спиритуалиста необходимо явится вопрос: где тут душа? А если знаешь, как велико сходство между телесными и душевными болезнями, и когда знаешь, что те и другие болезни лечатся одними и теми же лекарствами, поневоле захочешь не отделять душу от тела» (из письма 7 мая 1889 года; XIV, 360).
Таким образом, материалистическое понимание природы и человека как части природы было для Чехова обязательной основой той «общей идеи» , в которой нуждается современное человечество. Но тут же сразу возникал вопрос о человеке как существе общественном, о человеческом общежитии, которое должно быть построено на началах доброго согласия и взаимного расположения, о тесных связях между людьми, связях разумных и сердечных. Как добиться установления этих связей? Ответа на этот вопрос Чехов не знал и откровенно признавался в этом. Ни «каторжные» публицисты «Нового времени» , ни «копченые сиги» из «Русской мысли» , ни «вумные политико-экономические фигуры» вроде Воронцова такого ответа не дадут — это было Чехову совершенно ясно. Его политическая наивность в данном случае выражалась в том, что все современные ему идейно-общественные группы и партии были почти равны для него и он не видел между ними существенных социальных различий. Его политическая прозорливость сказалась в твердом убеждении, что ответ должен быть построен совершенно заново, на научном фундаменте и совсем другими людьми.
Себя к этим людям Чехов не причислял, равно как и других писателей своего поколения. Об этом говорят известные слова в письме от 25 ноября 1892 года: «Политики у нас нет, в революцию мы не верим, бога нет, привидений не боимся, а я лично даже смерти и слепоты не боюсь.. . Да, я умен по крайней мере настолько, чтобы не скрывать от себя своей болезни и не лгать себе и не прикрывать своей пустоты чужими лоскутьями вроде идей 60-х годов и т. п. » (XV, 446—447). Чехов считал, что эта болезнь не случайна, что она исторически обусловлена как некое переходное состояние и уже в этом смысле «болезнь сия, надо полагать, имеет скрытые от нас хорошие цели и послана недаром... » (XV, 447). При этом он решительно отвергал всякие призывы из суворинского лагеря считать свой недостаток достоинством, «уверовать» в жизнь, какова она есть, и отказаться от поисков высших целей. «Кто искренне думает, что высшие и отдаленные цели человеку нужны так же мало, как корове, что в этих целях „вся наша беда“, тому остается кушать, пить, спать, или, когда это надоест, разбежаться и хватить лбом об угол сундука» . О себе же
381
самом Чехов заявил совершенно решительно: «...эти цели я считаю необходимыми и охотно бы пошел искать их» (XV, 450—451).
Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: мир природы и человека в рассказах Чехова
спросили в Актив
чьи это слова и зачем сказаны?" Если в первом акте на стене висит ружье, то в третьем акте оно должно выстрелить"
Это Чехов -- о природе сценического действия. На сцене не должно быть ничегт лишнего. "Если в
подробнее...
чьи это слова и зачем сказаны?" Если в первом акте на стене висит ружье, то в третьем акте оно должно выстрелить"
Это Чехов -- о природе сценического действия. На сцене не должно быть ничегт лишнего. "Если в
подробнее...
спросили в Писатели Писать
Какие детские писатели писали о природе???
Много детских писателей писали о природе. Их тексты часто задают читать в начальной школе. Писал о
подробнее...
Какие детские писатели писали о природе???
Много детских писателей писали о природе. Их тексты часто задают читать в начальной школе. Писал о
подробнее...
Чехов "Человек в футляре". Поможете?
Художественный талант Антона Павловича Чехова формировался в эпоху глухого безвременья 80-х годов,
подробнее...
о чём писал паустовский
о многом. значительная часть его рассказов посвящена природе Мещерского края. но есть и
подробнее...
Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот еще темы с похожими вопросами:
спросили в Чинар
какие слова называются обобщающими
При однородных членах с соединительными (реже разделительными) отношениями могут использоваться так
подробнее...
какие слова называются обобщающими
При однородных членах с соединительными (реже разделительными) отношениями могут использоваться так
подробнее...
Срочно нужна помощь! Помогите! Умоляю!! (((
Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами
1. Когда обобщающее слово стоит
подробнее...
спросили в Другое
Сочинение на лингвистическую тему для 7-го класса
Сочинение на лингвистическую тему : ,, Обобщающие слова при однородных членах предложения "
подробнее...
Сочинение на лингвистическую тему для 7-го класса
Сочинение на лингвистическую тему : ,, Обобщающие слова при однородных членах предложения "
подробнее...
спросили в Другое
У вас есть Анализ стихотворения Рубцова "Левитан"
“Колокольцы” души
Анализ стихотворения Николая Рубцова «Левитан»
Стихотворение
подробнее...
У вас есть Анализ стихотворения Рубцова "Левитан"
“Колокольцы” души
Анализ стихотворения Николая Рубцова «Левитан»
Стихотворение
подробнее...
Какая тема объединяет сибирскиерассказы Чехова?
По пути на Сахалин Чехов, проезжал через Ярославль, Н. Новгород, Пермь, Тюмень и далее в Сибири --
подробнее...
спросили в Брагин
Книги для 5 класса
Классики русской литературы:
Герцен А. Детские годы
Гоголь Н. вечера на хуторе близ
подробнее...
Книги для 5 класса
Классики русской литературы:
Герцен А. Детские годы
Гоголь Н. вечера на хуторе близ
подробнее...
Что читать летом после 7 класса ?
О твоих ровесниках
В. Богомолов "Иван"
Л. Пантелеев "Лёнька Пантелеев"
А.
подробнее...
ПОМОГИТЕ!!! пожалуууууйста
1 вариант.
Доброта – это положительное качество, которым должен обладать каждый человек на
подробнее...
спросили в Добро
Сочинение на тему: что такое добро. Напишите плииз
Доброта – это положительное качество, которым должен обладать каждый человек на планете Земля.
подробнее...
Сочинение на тему: что такое добро. Напишите плииз
Доброта – это положительное качество, которым должен обладать каждый человек на планете Земля.
подробнее...
что объединяет рассказы А.П Чехов О любви и Бунин Кавказ
«Рассказ И. А. Бунина «Кавказ» раскрывает перед читателем иную по сравнению с рассказом А. П.
подробнее...