что является предметом культурологии



Возникновение культурологии как науки

Автор Baby_girl задал вопрос в разделе Гуманитарные науки

когда появилась культурология как наука? и получил лучший ответ

Ответ от Катеринка[гуру]
Хотя культура стала предметом познания с момента возникновения философии, оформление культурологии как специфической сферы гуманитарного знания относится к Новому времени и связано с философскими концепциями истории Дж. Вико (1668-1744), И. Г. Гердера (1744-18О3) и Г. В. Ф. Гегеля (1770-1831). Основополагающее влияние на становление и развитие культурологии оказали В. Дильтей, Р. Риккерт, Э. Кассирер и О. Шпенглер (1880-1936), автор одной из самой интересных концепций, вызвавшей взлет широкого общественного интереса к культурологии. Основные идеи и концепции культурологии ХХ века связаны также с именами З. Фрейда, К. Г. Юнга, Н. А. Бердяева, Э. Фромма, М. Вебера, А. Тойнби, К. Ясперса, М. Хайдеггера, Ж. -П. Сартра, Х. Ортега-и-Гассета, П. Леви-Брюля, К. Леви-Стросса, М. Бубера и др.
Необходимо отметить, что на Востоке наука о культуре появилась значительно раньше, чем на Западе. Уже в 1Х веке в Центральной Азии появилось понятие культуры. В частности, ученый Фаробий в своем исследовании «О возникновении наук» (Ихсо- ал- улум) подробно излагает науку о культуре и о задачах культуры. По мнению Фаробий «Ильм ал мадания» («маданият» в переводе с арабского означает «культура» ) изучает следующие явления: различную, сознательную деятельность людей и образ жизни; обычаи, поведение; цели людей, формы проявления жизнедеятельности людей.
В 1Х-Х вв. наука о культуре преподавалась в медресах Центральной Азии (медресе-высшее учебное заведение средневековья). Существование медресе уже известно в Бухаре начиная с 937 г. В 1917 году в связи с революцией медресе были закрыты и науку о культуре забыли. (См. Р. Мадиримов. Маданиятшунослик назарияси. (Укув- услубий кулланма) . Самарканд, 1994г. С. 4.)
И только в связи с обретением независимости вновь обратились к науке о культуре-культурологии. «Ни одно общество не может видеть свою перспективу без развития и укрепления духовного потенциала, духовных и нравственных ценностей в сознании людей, так как культурные ценности народа, его духовное наследие на протяжении тысячелетий служили мощным источником духовности для народов Востока.» ( Каримов И. Узбекистан на пороге ХХ1 века. С. 131).

Ответ от Ђатьяна Карасёва[гуру]
-->Культурология
Культурология как наука о культуре, ее сущности и закономерностях, взаимовлиянии, культур, цивилизаций. Культурология - теория и история культуры. Взаимосвязь культурологии с общегуманитарными дисциплинами: философией, культурной антропологией, социологией, литературоведением, этикой, эстетикой и др. Методы культурологии.
Культурология как относительно самостоятельная наука, как учебная дисциплина появилась сравнительно недавно, само понятие «культурология» появилось в начале XIX века. Культурологией называют науку о культуре, ее сущности, закономерностях, взаимовлиянии национальных культур, цивилизаций. Культурология включает в себя теорию культуры и историю культур Теория культуры изучает сущность, закономерности развития культуры, исследует процессы возникновений и развития конкретных, существовавших и существующих культур, цивилизаций.
По специфике своего предмета и методам исследования, культурологию относят к классу гуманитарных наук. Гуманитарные науки (языкознание, психология и т. д. ) в сущности являются науками о культуре в широком смысле слова. Языкознание, искусствоведение, литературоведение, политические, юридические науки изучают различные аспекты, стороны культур, но не изучают культуры в целом, что является собственным предметом культурологии как науки.
Тесно связана культурология с историческими науками, особенно в той ее части, которую называют историей культуры. Культурология опирается на данные исторических наук, использует методы при изучении истории культур. Вместе с тем культурология помогает истории найти закономерности исторического развития, понять сущность исторических явлений.
Изучая современные культуры, цивилизации, культурология как дисциплина отчасти совпадает с такой дисциплиной как страноведение. Как и все науки, культурология имеет определенную связь с философией, Философия разрабатывает гносеологические предпосылки культурологии, как и других наук. Философия разрабатывает необходимые для осмысления культурологических данных категории, исследует специфику методов познания в этой области, существует такая область философского знания, как философия культуры.
В культурологии широко применяются методы исторического познания. Цель исторического познания - воссоздать в представлениях историческую реальность, то есть составить адекватные представления о том, что происходило на самом деле в тот или иной период в той или иной стране.
Задача познания «чужих культур» требует использование методов «науки об истолковании» , т. е. герменевтики. Чтобы адекватно понять представителей разных культур, необходимо попытаться взглянуть на мир их глазами, попробовать избежать возможной в таком случае «модернизации» , приписывая им ценности своей культуры, хотя каждая культура в некотором смысле индивидуальна, неповторима, поэтому полное понимание представителей иных культур затруднительно.
Понимание культур различных наций не самоцель, а средство для нахождения истинной, общечеловеческой системы ценностей, для решения современных актуальных проблем, стоящих перед человечеством. В этом смысле культурология связана с этикой, идеологией, помогает выработке гуманной культурной политики

Ответ от Zetta[гуру]
Только не говори, что у тебя контрольная))))))))))))))) )
У меня в тесте вчера был такй же вопрос.
Ответ: начало XIX века.

Ответ от Ester[гуру]
В 1995 ГОДУ в России появилась новая наука - культурология. Со всеми вытекающими последствиями - ее включили в номенклатуру научных работников, в вузах появился одноименный предмет, Высшая аттестационная комиссия (ВАК) стала присваивать ученые степени доктора и кандидата культурологических наук. Но в качестве науки новая дисциплина просуществовала недолго - в декабре 1999-го, после работы очередной Временной научно-технической комиссии по пересмотру номенклатуры ВАКа, были сокращены 2 из 4 научных культурологических специальностей, да и степени по этому направлению присваивать перестали. То есть в принципе наука есть, но, занимаясь ею, получить ученую степень нельзя. Обновление номенклатуры ВАКа проходит раз в 5 лет, ведает этим Министерство по науке и технологиям. Решение комиссии обсуждается на совете, где присутствуют эксперты ВАКа, Минобразования и совета Академии наук. Решая судьбу культурологии, все участники обсуждения по отдельности высказывались за ее сохранение в номенклатуре, но вместе решили - исключить. Вообще результаты пересмотра номенклатуры этого года революционны. Было выведено 167 научных специальностей из 587 существовавших.

Ответ от Полина фейгина[гуру]
Культурология как наука
РЕФЕРАТКУЛЬТУРОЛОГИЯТема : "Культурология как наука"ПРЕДМЕТ И МЕТОД КУЛЬТУРОЛОГИИ 1. Культурология как тип социальной теории Понятие о культуре возникло еще в античности . Оно обозначало состояние
( качество ) общества и личности противоположное варварскому . Само слово
" культура " переводится с латыни как " возделывание " , " обработка " и
первоначально служило для характеристики земледелия, т. е. Уровня развития
производства . Постепенно его значение расширялось . В средние века понятие
" культура " концептуализировалось и стало служить для качественной оценки
личностных и общественных творческих сил . Путь от варварства к культуре ,
отожествляемой с христианским вероисповеданием, разворачивается во времени
и дает картину эволюции общества от сотворения мира, от язычества - к
полной христианизации человечества . Толчком к возникновению собственно культурологии послужило неверие в
идею направленного поступательного прогресса, отожествляемого с появлением
новых технических средств, развитием науки и просвещения . Сомнение в идеи механического, предопределенного прогресса создало
предпосылки для принципиально новых подходов к анализу социальных явлений .
Специфическое понимание культуры связано со становлением в конце ХVIII -
начале ХIХ вв. романтизма как художественного направления и специфического
видения мира . В своем поиске иррационального, духовного романтики
стремились выявить неповторимое своеобразие национальных черт в характере ,
быте, способах существования и деятельности народа . Именно в недрах национальной философии зародилась культурология . Как
социальная теория культурология рассматривает общество как результат
реализации специфических духовных принципов, зафиксированных в религии ,
философии, искусстве и т. д. Предметом культурологии, естественно ,
является сама культура . Но под культурой понимается уникальный социальный
организм, имеющий собственные законы существования, которые обусловлены
спецификой превалирующих ценностных ориентаций . История в культурологии предстает не как исходная руководящая идея, а
как проблема . Под вопрос ставятся и само понимание истории как
последовательного единообразного процесса развития общества, и возможность
осуществления такого процесса в будущем . Отсюда возникает и проблема
взаимодействия культур, которую обостряет диффузионизм ( жесткая концепция
культурологии отрицает возможность взаимопроникновения культур ). Здесь же возникает проблема вычленения культуры из других социальных
явлений .Проблема осложняется тем, что все предшествующее социальное
знание организовано как описание непрерывного исторического процесса В
этой ситуации необходимо определить сущность культуры . Поскольку
исторические стереотипы преодолеваются с трудом, многие исследователи
ограничиваются созданием типологии культур . Если основной задачей историзма является изучение движущих сил истории и
выявление основного ( общего ) закона развития человечества, то передкультурологией стоит множество более конкретных проблем : изучение движущих
сил и особенностей развития каждой отдельной культуры . Наиболее важная особенность культурологии заключается в том, что она
допускает идею неизбежной смерти культуры, т. е. каждого отдельного
социального организма . Основная задача ( цель ) культурологии - установить
причины смерти культуры или основу ее существования, секрет
долгожительства. Культура не существует вне человека. Она изначально связана с
человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей
жизни и деятельности, совершенствовать себя и мир, в котором он живет. Человек не рождается социальным, а лишь в процессе деятельности
становиться таковым. Образование, воспитание- это ни что иное как овладение
культурой, процесс передачи ее от одного поколения к другому.
Следовательно, культура означает приобщение человека к социуму, обществу. Любой человек, взрослея прежде всего овладевает той культу

Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: когда появилась культурология как наука?
Культурология на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Культурология
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*