Виноградовский фарфор
Автор A-stra задал вопрос в разделе Золотой фонд
Что характерно для фарфоровых изделий "виноградовского" периода? и получил лучший ответ
Ответ от OLьGA[гуру]
В 1736 г. Д. И. Виноградов со своими товарищами - М. В. Ломоносовым и Р. Райзером - по представлению Петербургской Академии Наук и по императорскому указу был послан “в немецкие земли для изучения между прочими науками и художествами особливо и главнейшие химии и металлургии к сему тому, что касается до горного дела или рукописного искусства”. Обучался Д. И. Виноградов преимущественно в Саксонии, где находились тогда “славнейшие во всем немецком государстве рукописные и плавильные заводы” и где работали в то время искуснейшие учителя и мастера этого дела. Он пробыл за границей до 1744 г. и вернулся в Россию с аттестатами и свидетельствами о присвоении ему звания “бергмейстера”. Звание сейчас для нас непонятное, но в те времена пользовалось большим авторитетом. По возвращении в Россию звание бергмейстера было утверждено за ним и на родине по указу Правительствующего сената.
Императорский фарфоровый завод, основанный в 1744 году в Санкт-Петербурге по указу дочери Петра Великого императрицы Елизаветы стал первым фарфоровым предприятием в России и третьим в Европе.
Именно здесь талантливый русский ученый Д. И. Виноградов (1720–1758) открыл секрет изготовления «белого золота». Он впервые в истории керамики составил научное описание фарфорового производства, близкое к новейшим понятиям керамической химии. Фарфор, созданный Виноградовым, по качеству не уступал саксонскому, а по составу массы приготовленной из отечественного сырья, приближался к китайскому.
С 50-х годов начали делать фарфоровые «куклы» — фигурки людей и животных. Несмотря на увеличение производства фарфора, изделия были доступны лишь узкому кругу приближенных. В ХVIII веке фарфор держали для престижа, в специальных кладовых, наряду с другими драгоценными вещами, и только спустя десятилетия им стали сервировать столы.
Конец ХVIII века стал временем расцвета русского фарфора, а Императорский завод — одним из ведущих в Европе. Вершину славы Императорского завода составили заказанные Екатериной II роскошные сервизные ансамбли — «Арабесковый» , «Яхтинский» , «Кабинетский» , насчитывающие до тысячи предметов.
Центральную часть ансамблей занимали настольные скульптурные украшения, прославляющие деяния императрицы. Аллегорическая живопись также прославляла добродетели Екатерины и отражала события ее царствования.
С одобрения императрицы на заводе изготовили серию скульптур «Народы России» (около ста фигур) , расширенную в дальнейшем типажами петербургских промышленников, ремесленников и уличных торговцев. В большом ассортименте завод выпускал вазы. Живопись гармонично сочеталась с формой, подчеркивая белизну фарфора и теплый тон блестящей глазури.
Источник: htt p://collection.rin.ru/article/i/_343sp1.html?
OLьGA
Мыслитель
(8340)
спасибо, очень приятно)) просто на эту тему в одном источнике сложно найти исчерпывающую информацию, а очень хотелось тему раскрыть....
При Елизавете Петровне в 1744 году в десяти верстах от Петербурга был основан первый фарфоровый завод - Императорский. Для организации производства сюда был приглашен из Германии Конрад Кристофер Гунгер, работавший на Мейсенской фарфоровой мануфактуре вместе с первооткрывателем европейского фарфора Иоганном Фридрихом Беттгером. В конце 1744 года в помощники к Гунгеру был назначен по указу императрицы Дмитрий Иванович Виноградов, закончивший к тому времени обучение в Горной академии в немецком городе Фрейберге.
Виноградов подошел к поиску тайны "белого золота" со строго научных позиций. Благодаря многочисленным систематическим опытам ему удалось найти состав фарфора и разработать технологию производства. Работы раннего, так называемого "виноградовского" периода, были небольших размеров, что диктовалось габаритами печи для обжига. Это были табакерки различных форм ("пакетовые", овальные, в виде раковины) , шахматные фигурки и другие мелкие предметы. Все вещи делались для нужд царского двора, для подарков именитым особам. Построенная в 1757 году по проекту Виноградова же новая печь для обжига дала возможность изготавливать подлинно художественные изделия из фарфора. В конце 1750-х годов на заводе был выполнен первый большой сервиз - "Собственный" - для императрицы Елизаветы Петровны. Сервиз украшен рельефной пурпуровой сеточкой и лепными гирляндами цветов, на десертных тарелках с резным бортом - изображения различных птиц. Последняя четверть XVIII века справедливо считается периодом высокого расцвета искусства русского фарфора.
Судьба фарфоровой фабрики была вручена Виноградову, который отдался делу с большой добросовестностью и через 10—11 лет привел фабрику в образцовое, по тому времени, состояние.
Период 1747 - 1758гг. принято называть „виноградовским". В 1747-48 гг. производились исключительно опыты, причем Виноградову удалось получить достаточно белый и прозрачный фарфор с глазурью, не отстающей от массы. К 1750—51 гг. относится изготовление первых табакерок и мелкой посуды. Трудно установить, какая именно вещь составила первую удачу Виноградова;
принято считать таковой маленькую продолговатую чашку, хранящуюся в музее государственного завода.
</a>
Та самая чаша.
Большой помехой в работе Виноградова была его наклонность злоупотреблять спиртными напитками; хроническое пьянство подорвало его здоровье, и в 17'8 г. он умер, не достигнув сорокапятилетнего возраста. За год перед тем умер и первый начальник фабрики барон Черкасов. Наступил краткий перерыв в деятельности завода. Работы возобновил весной 1759 г. саксонский мастер И. Г. Миллер.
Б 1762 г. фарфоровая фабрика была поручена надзору М. В. Ломоносова, но тогда же возвращена в ведомство кабинета имп. Петра III (т. -е. в управление А. В. Олсуфьева) .
Работу Виноградова продолжал его ученик и преемник, Воинов. Вещи делались сравнительно массивными и тяжелыми, согласно завету Черкасова, предписывавшего делать вещи,— „что толще, то лучше". По виду массы и глазури фарфор Елизаветинской эпохи напоминает китайский. Большие вещи по технике хуже мелких; их обжигали в больших дровяных печах, изготовляли же из гжельской глины. .Мелкие вещи обжигали в горнах посредством углей; их обычно делали из оренбургской глины; такие вещи отличаются большею прозрачностью и стекловидным блеском глазури (в тонких пластинках даже масса имеет полустеклянную консистенцию). В палитру тогдашних живописцев по фарфору входили, кроме кобальта и золота, краски: пурпурная, вишневая, красная, черная, желтая, зеленая и бурая.
В России интерес к фарфору возник ещё в петровское время. Известно, что Петр I не только приобретал готовые фарфоровые изделия, но и заказывал непосредственно в Китае украшенные русским гербом аптекарские сосуды, бритвенные тазики и вазы.
ФлаконТакже при Петре осуществлялись и первые, правда, не имевшие успеха, попытки наладить в России собственное фарфоровое производство путем получения нужных сведений из Китая, подкупа китайских мастеров и приглашения в 1718 г. в Петербург дрезденского арканиста (мастера, владеющего тайной изготовления фарфора) , Петера Эггебрехта, который также "дела не сделал".
Надо сказать, что котировавшийся на европейском рынке как предмет роскоши, фарфор являлся ещё и дорогостоящим товаром, которым выгодно было торговать. Поэтому императрица Елизавета Петровна тоже пожелала иметь своё производство фарфора, вследствие чего в 1744 г. под Петербургом была основана Невская порцелиновая мануфактура, впоследствии, с 1765 г. ставшая Императорским фарфоровым заводом. С его деятельностью было тесно связано развитие производства российского фарфора.
Разработал технологию производства фарфора из отечественного сырья талантливый ученый-химик Дмитрий Иванович Виноградов.
Что такое костяной фарфор?
В России, на Ломоносовском фарфоровом заводе, костяной тонкостенный фарфор стали выпускать только в
подробнее...
Из чего состоит КОСТЯНОЙ ФАРФОР?
Костяной фарфор – это фарфор необыкновенной белизны, тонкий и звонкий. Тончайший костяной фарфор,
подробнее...