д и виноградов



Виноградовский фарфор

Автор A-stra задал вопрос в разделе Золотой фонд

Что характерно для фарфоровых изделий "виноградовского" периода? и получил лучший ответ

Ответ от OLьGA[гуру]
В 1736 г. Д. И. Виноградов со своими товарищами - М. В. Ломоносовым и Р. Райзером - по представлению Петербургской Академии Наук и по императорскому указу был послан “в немецкие земли для изучения между прочими науками и художествами особливо и главнейшие химии и металлургии к сему тому, что касается до горного дела или рукописного искусства”. Обучался Д. И. Виноградов преимущественно в Саксонии, где находились тогда “славнейшие во всем немецком государстве рукописные и плавильные заводы” и где работали в то время искуснейшие учителя и мастера этого дела. Он пробыл за границей до 1744 г. и вернулся в Россию с аттестатами и свидетельствами о присвоении ему звания “бергмейстера”. Звание сейчас для нас непонятное, но в те времена пользовалось большим авторитетом. По возвращении в Россию звание бергмейстера было утверждено за ним и на родине по указу Правительствующего сената.
д и виноградов
поповский фарфор
виноградов фарфор
Императорский фарфоровый завод, основанный в 1744 году в Санкт-Петербурге по указу дочери Петра Великого императрицы Елизаветы стал первым фарфоровым предприятием в России и третьим в Европе.
Именно здесь талантливый русский ученый Д. И. Виноградов (1720–1758) открыл секрет изготовления «белого золота». Он впервые в истории керамики составил научное описание фарфорового производства, близкое к новейшим понятиям керамической химии. Фарфор, созданный Виноградовым, по качеству не уступал саксонскому, а по составу массы приготовленной из отечественного сырья, приближался к китайскому.
виноградовский фарфор
виноградовский фарфоровый завод
С 50-х годов начали делать фарфоровые «куклы» — фигурки людей и животных. Несмотря на увеличение производства фарфора, изделия были доступны лишь узкому кругу приближенных. В ХVIII веке фарфор держали для престижа, в специальных кладовых, наряду с другими драгоценными вещами, и только спустя десятилетия им стали сервировать столы.
виноградовский фарфоровый завод
виноградовский фарфоровый завод
виноградовский фарфоровый завод
виноградовский фарфоровый завод
Конец ХVIII века стал временем расцвета русского фарфора, а Императорский завод — одним из ведущих в Европе. Вершину славы Императорского завода составили заказанные Екатериной II роскошные сервизные ансамбли — «Арабесковый» , «Яхтинский» , «Кабинетский» , насчитывающие до тысячи предметов.
виноградовский фарфоровый завод
Центральную часть ансамблей занимали настольные скульптурные украшения, прославляющие деяния императрицы. Аллегорическая живопись также прославляла добродетели Екатерины и отражала события ее царствования.
виноградовский фарфоровый завод
С одобрения императрицы на заводе изготовили серию скульптур «Народы России» (около ста фигур) , расширенную в дальнейшем типажами петербургских промышленников, ремесленников и уличных торговцев. В большом ассортименте завод выпускал вазы. Живопись гармонично сочеталась с формой, подчеркивая белизну фарфора и теплый тон блестящей глазури. виноградовский фарфоровый завод
Источник: htt p://collection.rin.ru/article/i/_343sp1.html?
OLьGA
Мыслитель
(8340)
спасибо, очень приятно)) просто на эту тему в одном источнике сложно найти исчерпывающую информацию, а очень хотелось тему раскрыть....

Ответ от Andzelika Volodina[гуру]
При Елизавете Петровне в 1744 году в десяти верстах от Петербурга был основан первый фарфоровый завод - Императорский. Для организации производства сюда был приглашен из Германии Конрад Кристофер Гунгер, работавший на Мейсенской фарфоровой мануфактуре вместе с первооткрывателем европейского фарфора Иоганном Фридрихом Беттгером. В конце 1744 года в помощники к Гунгеру был назначен по указу императрицы Дмитрий Иванович Виноградов, закончивший к тому времени обучение в Горной академии в немецком городе Фрейберге.
Виноградов подошел к поиску тайны "белого золота" со строго научных позиций. Благодаря многочисленным систематическим опытам ему удалось найти состав фарфора и разработать технологию производства. Работы раннего, так называемого "виноградовского" периода, были небольших размеров, что диктовалось габаритами печи для обжига. Это были табакерки различных форм ("пакетовые", овальные, в виде раковины) , шахматные фигурки и другие мелкие предметы. Все вещи делались для нужд царского двора, для подарков именитым особам. Построенная в 1757 году по проекту Виноградова же новая печь для обжига дала возможность изготавливать подлинно художественные изделия из фарфора. В конце 1750-х годов на заводе был выполнен первый большой сервиз - "Собственный" - для императрицы Елизаветы Петровны. Сервиз украшен рельефной пурпуровой сеточкой и лепными гирляндами цветов, на десертных тарелках с резным бортом - изображения различных птиц. Последняя четверть XVIII века справедливо считается периодом высокого расцвета искусства русского фарфора.

Ответ от ?Золотко?[гуру]
Судьба фарфоровой фабрики была вручена Виноградову, который отдался делу с большой добросовестностью и через 10—11 лет привел фабрику в образцовое, по тому времени, состояние.
Период 1747 - 1758гг. принято называть „виноградовским". В 1747-48 гг. производились исключительно опыты, причем Виноградову удалось получить достаточно белый и прозрачный фарфор с глазурью, не отстающей от массы. К 1750—51 гг. относится изготовление первых табакерок и мелкой посуды. Трудно установить, какая именно вещь составила первую удачу Виноградова;
принято считать таковой маленькую продолговатую чашку, хранящуюся в музее государственного завода.
</a>
Та самая чаша.
Большой помехой в работе Виноградова была его наклонность злоупотреблять спиртными напитками; хроническое пьянство подорвало его здоровье, и в 17'8 г. он умер, не достигнув сорокапятилетнего возраста. За год перед тем умер и первый начальник фабрики барон Черкасов. Наступил краткий перерыв в деятельности завода. Работы возобновил весной 1759 г. саксонский мастер И. Г. Миллер.
Б 1762 г. фарфоровая фабрика была поручена надзору М. В. Ломоносова, но тогда же возвращена в ведомство кабинета имп. Петра III (т. -е. в управление А. В. Олсуфьева) .
Работу Виноградова продолжал его ученик и преемник, Воинов. Вещи делались сравнительно массивными и тяжелыми, согласно завету Черкасова, предписывавшего делать вещи,— „что толще, то лучше". По виду массы и глазури фарфор Елизаветинской эпохи напоминает китайский. Большие вещи по технике хуже мелких; их обжигали в больших дровяных печах, изготовляли же из гжельской глины. .Мелкие вещи обжигали в горнах посредством углей; их обычно делали из оренбургской глины; такие вещи отличаются большею прозрачностью и стекловидным блеском глазури (в тонких пластинках даже масса имеет полустеклянную консистенцию). В палитру тогдашних живописцев по фарфору входили, кроме кобальта и золота, краски: пурпурная, вишневая, красная, черная, желтая, зеленая и бурая.
В России интерес к фарфору возник ещё в петровское время. Известно, что Петр I не только приобретал готовые фарфоровые изделия, но и заказывал непосредственно в Китае украшенные русским гербом аптекарские сосуды, бритвенные тазики и вазы.
ФлаконТакже при Петре осуществлялись и первые, правда, не имевшие успеха, попытки наладить в России собственное фарфоровое производство путем получения нужных сведений из Китая, подкупа китайских мастеров и приглашения в 1718 г. в Петербург дрезденского арканиста (мастера, владеющего тайной изготовления фарфора) , Петера Эггебрехта, который также "дела не сделал".
Надо сказать, что котировавшийся на европейском рынке как предмет роскоши, фарфор являлся ещё и дорогостоящим товаром, которым выгодно было торговать. Поэтому императрица Елизавета Петровна тоже пожелала иметь своё производство фарфора, вследствие чего в 1744 г. под Петербургом была основана Невская порцелиновая мануфактура, впоследствии, с 1765 г. ставшая Императорским фарфоровым заводом. С его деятельностью было тесно связано развитие производства российского фарфора.
Разработал технологию производства фарфора из отечественного сырья талантливый ученый-химик Дмитрий Иванович Виноградов.

Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Что характерно для фарфоровых изделий "виноградовского" периода?
спросили в Другое
Что такое костяной фарфор?
В России, на Ломоносовском фарфоровом заводе, костяной тонкостенный фарфор стали выпускать только в
подробнее...
спросили в Уют в доме
Из чего состоит КОСТЯНОЙ ФАРФОР?
Костяной фарфор – это фарфор необыкновенной белизны, тонкий и звонкий. Тончайший костяной фарфор,
подробнее...
Виноградов Дмитрий Иванович на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Виноградов Дмитрий Иванович
Русский фарфор на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Русский фарфор
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*