Деисусный чин
Автор A-stra задал вопрос в разделе Прочие искусства
Какие иконы называются Деисус? и получил лучший ответ
Ответ от ~ Алён@ ~[гуру]
Церковный смысл деисусного чина состоит в том, что Исус Христос сидит на престоле, готовясь судить людей за их многочисленные грехи, а близкие умоляют его быть снисходительным и милосердным. Греческое слово ДЕИСУС означает в переводе с греческого Моление или Прошение.
На русской земле деисус превратился в деисусный чин, то-есть один из рядов высокого иконостаса. Почти всегда чин расширяется, включая больше или меньше икон, изображающих архангелов, апостолов, пророков и других достойных быть на этом месте. Порядок остается неизменным: Христос в середине, Божья Матерь, Иоанн, два архангела, два апостола. .
Самостоятельная иконографическая композиция, построенная по типу деисуса, называется «Предста Царица одесную Тебе» или более коротко «Предста Царица» . В ней Христос восседает на троне в образе Царя царей, справа (одесную) от Него (слева по отношению к зрителю) стоящая в рост Богородица в царских одеждах, с другой стороны — Иоанн Предтеча. С ХII — XIV вв. на Балканах образ Христа — Царя царей в композиции Предста Царица совмещается с другим иконографическим типом — Архиерей Великий.
В домашнем иконостасе — наборе семейных молельных икон, занимающих красный угол помещения — повторяются принципы храмового иконостаса, однако, образ Иоанна Предтечи часто заменяется иконой Николая Мирликийского (Николы Чудотворца) , наиболее почитаемого в России святого.
«Деисус» в переводе с греческого «deesis» означает «моление, прошение, преклонение» . Более точное именование — «деесис» (русское окончание «ус» появилось, очевидно, по аналогии с именем Иисуса) . Де́исус (греч. δεησις — прошение, моление; деисис) — икона или группа икон, имеющая в центре изображение Христа (чаще всего в иконографии Пантократора) , а справа и слева от него соответственно — Богоматери и Иоанна Крестителя, представленных в традиционном жесте молитвенного заступничества. Может включать в себя аналогичные изображения апостолов, святых отцов, мучеников и прочих. Основной догматический смысл деисусной композиции — посредническая молитва, заступничество за род людской перед лицом грозного Небесного Царя и Судии. В послеиконоборческую эпоху икона Деисус помещалась на архитраве невысокой алтарной преграды византийского храма, а затем, уже на русской почве, превратился в деисусный чин высокого иконостаса.
Деисуc— Д-ами в настоящее время называются старинные иконы, преимущественно же трехличная икона такого состава: Спаситель посередине, а по сторонам его Богородица и Иоанн Предтеча. Эта икона была чрезвычайно распространена у нас в XVII в. ; она помещалась во втором поясе иконостаса, над царскими вратами, над дверьми при входе в церковь, а также и во дворцах и домах над воротами, на крыльце и над входными дверьми; она же изображалась на предметах облачения (на митрах) , на венчальных венцах (мужских) и пр. Д. были главные (изображались только головы) , поясные и во весь рост; кроме основных фигур, на них встречаются архангелы, апостолы и др. святые. Спаситель пишется большей частью благословляющий, с Евангелием в руке, иногда в архиерейском облачении; иногда же в таком виде, в каком он был положен во гроб, со знаками прободений на боку, руках и ногах; иногда его заменяет София Премудрость Божия, т. е. огненный ангел на троне. Богородица и Предтеча очень часто изображаются в молитвенном положении или со свитками (молитвами) в руках; иногда оба они, иногда один Предтеча изображаются крылатыми. Д. с умоляющими Богородицей и Предтечей составляет необходимую часть иконы, изображающей Страшный Суд, и в ней смысл их не подлежит сомнению: они как посредники между Богом и людьми умоляют Христа за род христианский. В знаменитой афонской Эрминии (наставлении для иконописцев) Фурнографиота (русский пер. в "Трудах Киевской дух. акд. " за 1868 г. № 2 и след. ; отдельно перевод Порфирия еп. Чигиринского, Киев, 1868) приводятся и моления, обращаемые Богородицей и Предтечей к Спасителю. В таком составе и смысле эта композиция хорошо известна и на Западе.
В конце средних веков и в эпоху Возрождения в миниатюрах и на иконах очень часто изображается Христос на троне, указывающий на свои раны, и умоляющие его Богородица и Предтеча; первая указывает на сосцы свои и на меч, пронзивший ее душу, второй держит в руках свою отрубленную голову; это — их заслуги, на которых они основывают свое ходатайство. У нас эта композиция имеет параллели и в народной поэзии: в стихе о Страшном Суде Богородица и Иван Предотеч (или Иван Богослов) умоляют Христа за людей, а в другом стихе упоминаются 3 гроба или 3 свечи, горящие перед теми же лицами. В современной Греции на праздник Парк, который празднуется вскоре после рождения ребенка, зажигаются 3 лампады, из которых одна посвящена Христу, другая Богородице и третья Предтече (Политис, "О жизни новых эллинов", II, 212). Слово деисус есть, несомненно, испорченное греч. δέησις — моление" прошение: в византийский период слово это имело значение и юридического, и церковного термина; δεήσεις, по Дюканжу — libelli supplices qui principi offeruntur; отсюда и чиновник при императоре, принимавший прошения на высочайшее имя, — ό έπι τών δεήσεων, подобный же чиновник был и при патриархе. С другой стороны, Феофан Исповедник (VIII в. ) рассказывает (ed. de Boor I, 284, 25), что имп. Маврикий, сознавая свой грех, разослал ко всем патриаршеским тронам и пр. δεήσεις έγγράφους. Иконописная композиция, известная у нас под именем Д. , встречается и на В, и на З очень рано. Софроний Дамаскин, патриарх Иерусалимский с 629 г. , говорит о большой иконе, изображающей Христа посередине, Богоматерь налево, а направо Иоанна Крестителя, в соборе св. Марка, над дверьми баптистерия, они изображены скульптурно. Легенда относит это изображение ко временам гонений и говорит, что художнику было приказано изобразить Юпитера, Юнону и Меркурия, а он изобразил Христа, Богоматерь и Предтечу, за что и был замучен тираном
«Деисус» в переводе с греческого «deesis» означает «моление, прошение, преклонение» . Более точное именование — «деесис» (русское окончание «ус» появилось, очевидно, по аналогии с именем Иисуса) .
Посередине изображен Спаситель с каноническими чертами Христа-Вседержителя (Пантократора) , справа от него в молитвенной позе помещена Богородица, слева — Иоанн Предтеча. Это так называемый «малый деисус» ; со временем деисусный ряд расширился за счет архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла, воинов-великомучеников Георгия и Дмитрия Солунского, а также византийских святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста. В русские Деисусы включались наиболее чтимые отечественные святые. В Деисусе нашло зримое воплощение одна из основных целей Земной Церкви — посредническое заступничество избранных святых за людской род перед Царем Небесным.
На рубеже XIV—XV веков в Древней Руси из деисусного ряда вырос высокий иконостас — стена из икон, отделившая алтарную часть от прихожан.
Иногда деисусный ряд является частью иконы:
Деисусный ряд (сверху) на иконе
В центре деисусного чина, олицетворяющего Церковь Небесную, помещен образ Господа Иисуса Христа, восседающего на престоле. В раскрытом Евангелии в Его руках написаны слова: «Аз есмь свет миру» (Ин. 8:12). Его образ завершает вертикаль: Царственные мученики — престол — крест — купол храма. Благодаря этому, образ Спасителя главенствует в иконе, чем поясняется смысл мученичества, как следование Господу Иисусу Христу по крестному пути.
В изображенном деисусном чине вслед за апостолами Петром и Павлом представлены избранные русские святые десятого — девятнадцатого веков. За архангелами Михаилом и Гавриилом стоят апостол Андрей и равноапостольный князь Владимир. Далее изображены российские святители Петр и Алексий, Иона и Филипп, Иов и Ермоген; благоверные князья Борис и Глеб, преподобные Сергий и Серафим, праведный Иоанн Кронштадтский и преподобный Амвросий Оптинский. Так свидетельствуется неразрывная преемственная связь святых новейшего времени с их предшественниками.
Почему икона "Архангела Гавриила" имеет второе название "Ангел Златые власы"?
Архангел Гавриил
из оглавного деисусного чина (Ангел "Златые власы")
XII век. Дерево,
подробнее...
что такое храмовая икона?
Храмовыми считаются все иконы, помещенные на иконостас. Давайте посмотрим, из чего состоит эта одна
подробнее...
кто нарисовал икону ангел златые власы? и чем она может привлечь?
Дерево, левкас, темпера. 48,8 х 38,8 х 2,8
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
подробнее...
Характерные черты московской школы иконописи
Московская школа сложилась и интенсивно развивалась в эпоху усиления Московского княжества.
подробнее...
Какие церкви Феофан Грек расписал в Москве?
В Москве Феофан Грек проявил себя в росписи храмов, частных домов, в книжной графике и в написании
подробнее...
какое значение имеет крестик православный "Господь Вседержитель. Ангел Хранитель"? фото внутри.
Крест с образами Гопода Вседержителя на лицевой стороне и Ангела Хранителя на обороте повторяет
подробнее...
что есть в третьяковской галерее кроме картин? _?
Коллекция Государственной Третьяковской галереи по категориям:
Иконопись
Живопись
подробнее...
Какие музеи есть в московском кремле?
Оружейная палата
Успенский собор
Архангельский собор
Благовещенский собор
подробнее...
Особенности живописи Феофана Грека, Андрея Рублева: преемственность и новаторство. Живопись Киевсой Руси: иконописный канон
Среди фрагментов росписи храма на Ильине улице в Новгороде сохранилось изображение ветхозаветной
подробнее...
Какой это храм? Покажите его на фото!
#yaimg173212#Царские врата. 1-я треть XIX в
#yaimg173213#Богородица. Икона из деисусного
подробнее...
Если я не ошибюсь,по Библии,души у ворот рая встречает архангел?Как его зовут?Есть ли словесные описание его внешности?
В христианстве принято считать, что вооруженным мечом херувимом у врат рая был архангел Михаил.
подробнее...
Что такое русский "высокий иконостас"? Его становление, выды...
К истории и типологии русских высоких иконостасов XV - середины XVII вв А. Г. Мельник
подробнее...
кто такой Архангел Михаил?
Архангел Михаил — («Кто как Бог» ) главный архангел, являющийся самым почитаемым библейским
подробнее...
Какие самые известные шедевры иконописи были созданы в XIV- XV веках?
русская иконопись достигает к XIV—XV векам, выдающимися мастерами этого периода являются Феофан
подробнее...