Автор Друг №1 задал вопрос в разделе Другое
Из какого материала изготавливают дирижерскую палочку? и получил лучший ответ
Ответ от Наталия Аскерова[гуру]
Палочка считается продолжением руки. Она должна быть легкой и светлой, чтобы выделяться в темноте, которая часто сопутствует дирижированию. Дирижёрскую палочку ввел в практику дирижирования в 1817 году Л. Шпор. Именно Шпору приписывается и применение дирижерской палочки.
На Франкенгаузеиском музыкальном празднике в 1810 году музыкант дирижировал палочкой, скатанной из бумаги. Поначалу этот невиданный дотоле способ управления оркестром поверг всех в изумление. Но довольно скоро дирижеры поняли его преимущества.
Шпор был и первоклассным педагогом, пользовавшимся европейской известностью. Как правило, палочки делают из бука, клена, яблони, ореха, березы или красного дерева. А также из слоновой кости и черного дерева и эбонита. Средняя стоимость палочки — $15; средняя длина — 75 см. В некоторых областях популярны палочки из серебра и золота. Например, Юрию Темирканову на его 60-летие тогдашний питерский губернатор Яковлев подарил палочку, усыпанную изумрудами и сапфирами.
У дирижерской палочки много предков. Некоторые мастера дирижировали скрипичными смычками и нотными рулонами, композитор Феликс Мендельсон использовал обтянутые кожей трости, а его коллега Гектор Берлиоз предпочитал сучковатые ветки.
Самая необыкновенная палочка появилась в позапрошлом веке в парижском театре «Опера комик» , когда в середине оперетты Оффенбаха вдруг погас свет. Дирижер не растерялся, достал сигару, которую приберегал для антракта, зажег ее и продолжал с ее помощью свою работу.
Самое знаменитое в истории музыки увечье дирижерская палочка нанесла французу Жану Батисту Люлли, придворному композитору Людовика XIV. В те времена она называлась баттутой и представляла собой здоровенный посох вышиной в человеческий рост. Разучивая со своим оркестром Te Deum, назначенный к исполнению по случаю нездоровья короля, Люлли случайно долбанул себе баттутой по ноге и вскорости умер от гангрены.
Известно, что Вагнер был дирижером темпераментным, требовательным и жестким. За что его не очень жаловали музыканты, зато любила местная публика. На репетициях он громкими возгласами требовал от оркестрантов, чтобы те играли "immer frisch!" (всегда свежо) . А в качестве дирижерской палочки Вагнер использовал костяную китайскую лопатку для почесывания спины, в виде согнутой ладони. Эта лопатка хранится сейчас в Музее истории Риги и мореходства.
Дирижерская палочка Вагнера художественно сделана из черного дерева и слоновой кости. Представляет человеческую руку. Маэстро держал ее своеобразно: между средним и безымянным пальцами.
Российский дирижер Валерий Гергиев всегда возит с собой целый комплект дирижерских палочек, к которым подпускает только директора оркестра. В последнее время он предпочитает очень короткие палочки. Пару раз даже казалось, что он дирижирует зубочисткой.
Из лошидиних кости
Из крепкого. Подробности в инете, лентяйка!
Дирижерская палочка — это орудие убийства, предмет роскоши и повод для позерства. Текст Екатерины Бирюковой
Палочка считается продолжением руки. Она должна быть легкой и светлой, чтобы выделяться в темноте, которая часто сопутствует дирижированию.
Средняя стоимость палочки — $15; средняя длина — 75 см.
Как правило, палочки делают из бука, клена, яблони, ореха, березы или красного дерева. В некоторых областях популярны палочки из серебра и золота. Например, Юрию Темирканову на его 60-летие тогдашний питерский губернатор Яковлев подарил палочку, усыпанную изумрудами и сапфирами.
У дирижерской палочки много предков. Некоторые мастера дирижировали скрипичными смычками и нотными рулонами, композитор Феликс Мендельсон использовал обтянутые кожей трости, а его коллега Гектор Берлиоз предпочитал сучковатые ветки.
У каждого маэстро свои предпочтения относительно ручки. Ручки бывают разные: например, в форме яйца или в форме расплющенной улитки.
Российский дирижер Валерий Гергиев всегда возит с собой целый комплект дирижерских палочек, к которым подпускает только директора оркестра. В последнее время он предпочитает очень короткие палочки. Пару раз даже казалось, что он дирижирует зубочисткой.
Если исполняется что-нибудь вроде оратории, где есть и оркестр, и хор, то обычно обходятся без палочки — так уж исторически сложилось, что хоровики привыкли к чистой руке.
Наедине с оркестром, впрочем, многие дирижеры тоже откладывают свое орудие, особенно в медленных частях. Так любили делать Караян, Бернстайн, Светланов. Строгие ценители искусства считают, что это сплошное позерство.
Самая необыкновенная палочка появилась в позапрошлом веке в парижском театре «Опера комик» , когда в середине оперетты Оффенбаха вдруг погас свет. Дирижер не растерялся, достал сигару, которую приберегал для антракта, зажег ее и продолжал с ее помощью свою работу.
Самое знаменитое в истории музыки увечье дирижерская палочка нанесла французу Жану Батисту Люлли, придворному композитору Людовика XIV. В те времена она называлась баттутой и представляла собой здоровенный посох вышиной в человеческий рост. Разучивая со своим оркестром Te Deum, назначенный к исполнению по случаю нездоровья короля, Люлли случайно долбанул себе баттутой по ноге и вскорости умер от гангрены.
Самым скупым жестом в истории музыки обладал Фриц Райнер, глава Чикагского оркестра. Его палочка была длинной, но почти не двигалась, заставляя музыкантов неотрывно и напряженно вглядываться. Утомленный таким поведением дирижера, главный контрабасист принес на репетицию телескоп и время от времени поглядывал сквозь него на мистера Райнера. Райнер делал вид, что ничего не замечает, и только в конце репетиции достал из кармана бумажку, что-то на ней написал и издалека показал контрабасисту. Тот взглянул в телескоп и прочел: «Вы уволены» .
Фернамбу́к, или Пернамбук (встречаются также варианты написания пернамбуко и фернамбуко) — дерево, растущее в Бразилии, Caesalpinia echinata (Фернамбуковое дерево, или Цезальпиния ежовая, или Цезальпиния шиповатая, или Пау-бразил) , а также его древесина. Исходный цвет древесины — жёлто-красный, затем может меняться.
Под таким же названием известна изжёлта-красная краска, которую раньше получали из древесины этого дерева.
Название связано с названием бразильского региона Пернамбуку (порт. Pernambuco, раньше обычно писали Fernambuco) — сейчас это штат Пернамбуку.
Самыми дорогими считаются скрипичные смычки и дирижёрские палочки, сделанные из этого дерева.
Так же используется эбонит.
Профессия дирижера возникла довольно поздно. Полноценно в XIX веке. Правда, фигура человека, который исполнял похожий набор обязанностей, существовала уже со времен Средневековья. В те времена музыка в основном сочинялась духовная и исполнялась в церквях. Дирижерской палочки не существовало, использовали все, что попадается под руку, в частности сложенные в трубочку бумаги. Бумажной трубочкой хормейстер отбивал ритм и это была его главная, чуть ли не единственная задача. Инструментальные ансамбли вовсе обходились без специального человека, роль дирижера выполняла первая скрипка, остальные музыканты следовали за ним. Часто роль ведущего брал на себя клавесинист.
Имена пионеров этой профессии утеряны. Первым навсегда считается не тот, кто начал, а тот, кого запомнили. В нашем случае им оказался немец Ханс Фон Бюлов. Именно с его работой эксперты связывают становление профессии дирижера. Тогда же, кстати, появилась и дирижерская палочка, сделанная из дерева или эбонита.