Зачем нужен дирижер
Автор Иван Иванов задал вопрос в разделе Музыка
Зачем нужен дирижёр, если у музыкантов есть партитуры? и получил лучший ответ
Ответ от Д. Ч.[гуру]
Конечно, каждый музыкант в отдельности уже является профессионалом и может безошибочно исполнить свою партию. Но задача дирижер такова - он должен вдохновить весь оркестр, передать его участникам свою эинергию и харизму, чтобы получился не какой-то шум, а настоящая музыка! Оркестр - это инструмент, можно сказать, а дирижер на нем играет. Дирижер показывает оркестру жестом и взглядом где надо играть тихо, а где громко, и оркестр играет именно так, где нужно играть быстрее, а где медленнее, и опять оркестр делает все так, как хочет дирижер.
Расскажу немного дирижёрской палочке. Сначала это была баттута такая, трость, которой колотили об пол, отбивая ритм. Не знаю, правда ли, уж больно страшно звучит, хотя историки, вроде, согласны. Дирижёр и композитор Люлли умер, шарахнув себе по ноге этой баттутой и подхватив чего-то эдакое, смертельное, от гангрены.
Палочки Направника и Чайковского - это такие изящно оформленные дубины кило на полтора. Ясно дело, что первый скрипач боялся.
Но дальше стало проще, с приходом на рынок фиберглассовых палок страдать стали сами дирижёры. Ашкенази (вероятно, от блестящего владения техникой дирижирования) проткнул себе ей руку насквозь. А вот Гергиев как-то дирижировал почти что карандашом, палкой, длиной сантиметров 20. Страшно подумать, что же будет дальше. Некотрые дирижёры вообще не пользуются палочкой, может быть это и лучше, по-моему, руки выразительнее.
Основная функция дирижёра, разумеется, не отбивание такта, а именно вдохновление всего оркестра, как я уже написал выше. Интересно то, что один и тот же оркестр с разными дирижёрами будет звучать абсолютно по-иному.
Музыка, можно сказать, это не то, что написано в партитуре, и даже не то, что играют оркестранты, а это то, что за всем этим лежит. Именно дирижёр должен из нот и звуков создать нечто такое, что будет заставлять слушателей испытывать сильные эмоции.
Бывают оркестры и без дирижёра, это называется ансамблем. Здесь каждый музыкант должен слышать каждого коллегу, выстраивая музыку в общий замысел. С оркестром это просто невозможно, в оркестре очень много музыкантов, и слишком они все разные.
Хороший дирижер может заставить плохой оркестр играть так хорошо, как никогда до этого. Плохой дирижер способен развалить даже то, что было не так плохо. По-моему, 90 % успеха зависит именно от дирижера. По-настоящему профессиональный дирижер сумеет создать уровень исполнения оркестра если не хороший, то по крайне мере приличный.
Как мне кажется, на него никто и не смотрит. Все погружены в свои партитуры. Что он там машет и прыгает, непонятно...
Музыканты в оркестре даже не смотрят на дирижера, только ударные на него пялятся. Это просто клоун и ему надо стоять лицом к слушателям, чтобы они как-то веселились.
а для чего нужен директор, если есть проект.. ))
Зачем Кенарю, Канарейка?
А представь группу MetallicA без Джэймса Хэтфилда! Вот-вот...
дирижер видит все произведение в целом. каждый из оркестра учит и знает свою партию. но над общим образом и настроением трудится дирижер. не только показывает когда вступать тому или иному инструменту, но и как это делать (резко или нежно к примеру, остроту или длительность звука). и ещё - у каждого человека свой ритм, а дирижер он как метроном в своем роде. и все начало ритма видят у него. а так бы без дирижера ктото бы отставал или вперед играл свою партию. так как оркестр большой, то крайние музыканты могут друг друга не видеть и не слышать. но они смотрят в центр, где дирижер видит каждого. поэтому получается стройное и отточенное произведение. я помню, когда в детстве пела в хоре, то случилось нам выступать огромным коллективом. и нашему дирижеру было очень сложно нами управлять, так как с одной стороны звук уже идет, а с другой только начинается. запаздывает реакция у огромного коллектива. это как глыбу огромную ворочать. и тогда я поняла как важно чтоб был дирижер. именно в количестве человек дело, и в их организации. ну и тонкости всякие тоже. есть такой знаменитый дирижер - федосеев. мне было лет 11 когда он нашим хором дирижировал при исполнении произведения Чайковского "девицы красавицы" и одновременно оркестром. оч много человек было. но я всегда замечала что он смотрит на меня и показывает как и где вступить. и каждый раз сияла от того что он на меня смотрит и улыбается (хотя нас человек было 100 или 150 всего). это конечно высший класс дирижирования!
Дирижёр указывает, кому когда вступать, организует весь оркестр - без него он разладиться!
Это как с отделом действительно - зачем нужен руководитель отдела?
Он контролирует, показывает, где нужно вступить, акценты опять же. Можно заиграться и задуматься, играть на автомате - тогда как раз он просто необходим. Он всех "держит".
К примеру, ты играешь свою партию и забиваешь кого-то, или же - слишком невнятно вступаешь, вариаций масса - он-то это слышит. Он вносит баланс.
Управляет, короче 🙂
Почему-то многие считают, что дирижер показывает музыканту где вступать. Но это не совсем так. Дирижер поворачивается в сторону музыканта, зная по лежащей перед ним партитуре, или часто по памяти, что этот музыкант сейчас вступит и дирижер будет вести с ним диалог. Вы точно также ведете себя в разговоре с несколькими собеседниками.
А зачем он вообще нужен... Даже безупречный Ростропович, играя в оркестре слышит только соседей, он не может отвлекаться на весь оркестр. Нет, оркестр не разъедется ритмически без дирижера, но каждый будет строить свою игру, нюансы, так как он понял ноты композитора. А каждый понимает по-своему и в целой картине будет некоторый разнобой звучания. А дирижер слышит оркестр в целом и скорректирует группы так, чтобы их игра укладывалась в общую картину гармонично. И не просто гармонично, а именно так, как представляет сам дирижер. Фактически когда мы слышим выступление оркестра, мы слышим именно интерпретацию дирижера. Этот же оркестр с другим дирижером сыграет совсем по-другому, хотя будет играть те же ноты. Мне довелось это испытать на себе в струнном оркестре. У нас были два дирижера. Один начинал репетиции, отрабатывая сыгранность, второй приходил на вторую половину репетиции и игра менялась совершенно. Те же жесты, тот же такт, даже нюансы те же и в тех же местах, но с первым это была просто правильная музыка без фальши, а второй зажигал огонь, появлялась жизнь и воодушевление. И даже играть становилось легче, пассы, на которых пальцы едва успевали, со вторым дирижером пролетали на-ура. Партитура партитурой, но именно дирижер определяет звучание оркестра, внося в оркестр не только такт, но и настроение.
Зачем нужен дирижер, почему его нельзя заменить метрономом и звукорежиссером
Посмотри филь Феллини "Репетиция оркестра" и сразу поймешь роль
подробнее...