фарфоровые куклы википедия
Автор Ан@стасия Lifestyle D/s...® задал вопрос в разделе Другое
Когда и где появились первые фарфоровые куклы? и получил лучший ответ
Ответ от Победа[гуру]
Первые куклы из фарфора появились на заре ХIX столетия, и для создания их использовался китайский фарфор покрытый глазурью. Но вскоре в Германии был раскрыт секрет получения фарфора, и в Европе было положено начало промышленного производства кукол. Вскоре глазированный фарфор сменил «бисквит» - фарфор не покрытый глазурью – прекрасный имитатор человеческой кожи, способный придавать кукольным личикам аристократическую бледность, благородство и изысканность.
Лидерство в производстве фарфоровых кукол принадлежало французским и немецким фирмам.
Одной из самых известных французских фирм по производству кукол являлась фирма ЖЮМО. Она была основана в 1843 году Пьером – Франсуа Жюмо. С 1870 года управление фирмой принял старший сын Жорж, а после его внезапной кончины, младший сын - Эмиль. Под его руководством было организовано высокотехнологичное производство. Куклы делались из бисквита высочайшего качества, имеющего нежный красивый цвет. Для создания фарфоровых головок приглашались лучшие скульпторы, а наряды куклам придумывала Эрнестина Жюмо, жена директора фирмы, и эти платья придавали куклам ещё большее очарование. В 1877 году под руководством Эмиля Жюмо создаётся знаменитая кукла –ребёнок « Bebe Jumeau». В 1878 году фирма получила за её создание первую золотую медаль на Парижской выставке. В последующие годы кукла « Bebe Jumeau» неоднократно отмечалась наградами. И через несколько лет она удостоилась статуса национальной куклы. К 1882 году существовало уже 17 моделей « Bebe Jumeau». Раньше, в основном куклы были подобием взрослых, и кукла-девочка « Bebe Jumeau» , была похожа на невинного ребёнка с большими глазами, и сразу завоевала сердца не только детей, но и взрослых. Также фирма Жюмо ( как и другие прославленные фирмы) производила знаменитых « модных кукол» Fashion dolls. Такие куклы пользовались огромным успехом. Благодаря такой кукле, каждая состоятельная дама могла познакомиться с последними тенденциями моды Парижа. Наряды « модных кукол» в точности повторяли фасоны и отделку настоящих платьев. Для кукол выпускались различные аксессуары, сумочки, обувь, даже сундучки с духами. Часто такие куклы имели фарфоровую головку, а тело из белой кожи козлёнка. «Модных кукол» посылали в Англию, Германию, Испанию. И купив такую куклу, её обладательница могла быть в курсе последних тенденций моды, и заказать такой же наряд и для себя. Также, одним из создателей «модных кукол» был другой знаменитый французский производитель кукол – Казимир БРЮ. В 1873 году он выпускает в свет «улыбающуюся куклу». Считается, что моделью для неё послужила жена императора Наполеона III, красавица Евгения де Монтихо. Также фирма Брю являлась лидером инноваций. Были созданы удивительные куклы: кукла-гурман, с двигающимся языком, кукла с двумя лицами, кукла плачущая и пьющая молоко. Одним из самых знаменитых немецких производителей кукол являлся Арманд Марсель. В 1884 году Арманд МАРСЕЛЬ купил небольшую фабрику игрушек в Тюрингии, и начал производство фарфоровых голов. Было выпущено несколько миллионов голов из бисквитного фарфора, которые поставлялись и другим производителям кукол. В 1890-х годах Марсель превратил своё производство в настоящую кукольную империю. Ассортимент выпускаемой продукции был очень широк.
В толковом словаре русского языка о кукле сказано, что она является лишь детской игрушкой в виде фигурки человека. Изначально так оно и было, ведь во все времена девочки играли в куклы. Пусть в глубочайшей древности это были даже ещё и не куклы, а, например, деревянное поленце, нежно убаюкиваемое своей маленькой хозяйкой, или кукурузный початок, превращённый неуёмной детской фантазией в собственное дитя. Спустя годы для игры в куклы дети стали приспосабливать и другие «подручные материалы» : в католических странах, например, это были храмовые изображения святых. Сегодняшние игрушечные магазины просто завалены и самыми разнообразными пупсами, и голливудскими красавицами Барби.
«Кукла — одна из самых настоятельных потребностей и вместе с тем воплощение одного из самых очаровательных женских инстинктов у девочек… Маленькая девочка без куклы почти так же несчастна и точно так же немыслима, как женщина без детей» , — совершенно справедливо писал когда-то Виктор Гюго.
Но в наше время стало совершенно очевидно, что кукла уже давно перестала быть только предметом детской забавы. Одно из первых исторических упоминаний о кукле в качестве не совсем куклы связано с именем древнеегипетской царицы Клеопатры. Оказывается, у неё была целая кукольная коллекция, служившая для своей хозяйки чем-то вроде журнала мод: именно по эскизам кукольных нарядов царица заказывала облачения для особо торжественных церемоний. Посланниками моды служили куклы, начиная с XVII века, и во Франции: как могли парижские модницы поделиться последними достижениями в этой области с далёкими от столицы провинциалками? Конечно же, прислав в подарок разодетых по последнему писку моды кукол.
Считается, что первая художественная кукла в единственном экземпляре была создана во Франции в 1881 году знаменитым художником Эдгаром Дега. Это была восковая статуэтка “Petite Danseuse” (Маленькая танцовщица) , одетая в самое настоящее тканевое платье и представленная широкой публике на выставке импрессионистов в Париже. А целым веком ранее, ещё в 1672 году, в Англии была выпущена первая партия совсем неигрушечных кукол из папье-маше, тираж которой составил 12 экземпляров.
В Россию первые заграничные модницы с очаровательными восковыми личиками и необыкновенно пышными париками попадали из Англии, Франции и Германии. Это были очень дорогостоящие «безделицы» в натуральных шелках и кружевах тончайших плетений. А в XVII — XIX веках и российские мастера освоили изготовление фарфоровых красавиц, изысканность и долговечность которых заслужили признание во всём мире. И, конечно же, такие салонные куклы в детские руки попадали нечасто: они не являлись предметом игры, а были призваны воспитывать хороший вкус и учить бережливости.
История художественной куклы в России закончилась, как и многие другие «буржуазные пережитки» , сразу после Октябрьской революции. На смену изысканным фарфоровым красавицам с натуральными локонами пришли безликие резиновые пупсы. И только в 1997 году, спустя долгие 80 лет, искусство авторской художественной куклы, при непосредственном участии Кукольной галереи Вахтановъ и её неизменной хозяйки и вдохновительницы Ирины Мызиной, вновь шагнуло на российскую землю.
Довольно долгое время во всём мире предметом вожделения для коллекционеров являлись лишь антикварные куклы. Но, в конце XX века художественная авторская кукла вновь ожила и стремительно ворвалась в мир искусства. И сегодня огромную коллекционную ценность имеют не только старинные куклы, но и работы современных мастеров — настоящих «кукольных» художников-профессионалов.
Современная художественная авторская кукла отличается целостностью своего образа. Она проработана художником до тончайших нюансов, начиная с момента зарождения идеи и до исполнения последних, на первый взгляд совсем незначительных, деталей костюма. Это кукла со своим именем, своей историей, своим настроением и только со своим неповторимым характером. В такое творение, несомненно, вложена немалая часть души её создателя.
Коллекц
По книге "Буратино"
Мальвина — кукла, «девочка с голубыми волосами и фарфоровой головой». Сбежала из театра Карабаса
подробнее...