социальное управление на догосударственной стадии развития общества
Автор Камень задал вопрос в разделе Гуманитарные науки
особенности догосударственных форм правления. плиз помогите !!!заранее спасибо большое !! и получил лучший ответ
Ответ от Максим Ю. Волков[гуру]
Любое человеческое общество должно быть каким-либо образом организовано, т. е. организационно оформлено. В противном случае оно обречено на превращение в стадо, толпу. Исторически первой формой организации догосударственного общества явилась родовая община. Личная, родственная связь сплачивала в единое целое всех членов рода.
Власть в первобытном обществе олицетворяла силу и волю рода или союза родов: источником и носителем власти (властвующим субъектом) был род, она была направлена на управление общими делами рода, подвластными (объектом власти) являлись все его члены. Здесь субъект и объект власти полностью совпадали, поэтому она была по своей природе непосредственно общественной, т. е. неотделенной от общества и неполитической. Единственным способом ее реализации было общественное самоуправление. Ни профессиональных управленцев, ни особых органов принуждения тогда не существовало.
Высшим органом общественной власти в роду было собрание всех взрослых членов общества — мужчин и женщин. Собрание — столь же древнее установление, как и сам род. Оно решало все основные вопросы его жизнедеятельности. Здесь избирались предводители (старейшины, вожди) на срок или для выполнения определенных дел, разрешались споры между отдельными лицами и т. д.
Решения собрания были обязательными для всех, так же как указания воиедя. Хотя общественная власть не имела специальных принудительных учреждений, она была вполне реальной, способной к эффективному принуждению за нарушение существующих правил поведения. Наказание неукоснительно следовало за совершенные проступки, и оно могло быть достаточно жестоким — смертная казнь, изгнание из рода и племени. В большинстве же случаев было достаточно простого укора, замечания, порицания. Никто не имел привилегий, и потому никому не удавалось избежать наказания. Зато род, как один человек, вставал на защиту сородича, и никто не мог уклониться от кровной мести — ни обидчик, ни его родичи.
Несложные отношения первобытного общества регулировались обычаями — исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате воспитания и многократного повторения одних и тех же действий и поступков. Уже на ранних стадиях развития общества приобретают значение обычаев навыки коллективной трудовой деятельности, охоты и пр. В наиболее важных случаях трудовой процесс сопровождался ритуальными действиями. Например, тренировка охотников наполнялась мистическим содержанием, обставлялась таинственными обрядами.
Обычаи догосударственного общества имели характер нерасчлененных «мононорм» , были одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуальными и обрядовыми правилами. Так, естественное разделение функций в трудовом процессе между мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком рассматривалось одновременно и как производственный обычай, и как норма морали, и как веление религии.
Мононормы изначально были продиктованы «естественно-природной» основой присваивающего общества, в котором и человек является частью природы. В них права и обязанности как бы сливались воедино. Правда, особое место занимало такое средство обеспечения обычаев, как табу (запрет). Возникнув на самой заре истории человеческого общества, табу сыграло огромную роль в упорядочении половых отношений, строго запрещало брак с кровными родственниками (инцест). Благодаря табу, первобытное общество поддерживало необходимую дисциплину, обеспечивавшую добычу и воспроизводство жизненных благ. Табу защищало охотничьи угодья, места гнездования птиц и лежбища зверей от чрезмерного уничтожения, обеспечивало условия коллективного существования людей.
В догосударственном обществе обычаи, как правило, соблюдались в силу авторитета и привычки, но когда обычай нуждался в подкреплении путем прямого принуждения, общество выступало в роли коллективного носителя силы —обязывающей, изгоняющей и даже обрекающей на смерть нарушителя (преступника).
Источник:
Монархии
1. Абсолютная монархия – форма правления при которой монарх обладает всей неограниченной полнотой власти. На данный момент, в процессе социальной эволюции вымерла как вид.
2. Дуалистическая монархия – форма правления при которой имеет место разделение власти. Монарх осуществляет исполнительную (формирует, в частности правительство) , парламент – законодательную. Как правило, действия монарха ограниченны конституцией.
3. Парламентская монархия – у монарха отсутствует власть как таковая, правительство формируется парламентом.
Республики
1. Президентские республики – республики, где президент выбирается независимо от парламента (в результате прямых или смешанных выборов) , правительство ответственно перед президентом, а не перед парламентом. Полномочия правительству делегируются президентом, и подтверждаются парламентом.
2. Республики смешанные – республики с правительством двойной ответственности. Президент выбирается в результате прямых или смешанных выборов, формирует правительство, но парламент может выразить вотум недоверия, как отдельному министру, так и всему правительству.
3. Парламентские республики – правительство формируется победившей на парламентских выборах партией. Президент назначается парламентом. Акты президента, имеют силу лишь после контрасигнатуры главы правительства (премьер-министра, канцлера) .
Это основные виды. Разделенные по важнейшим категориям. Остальные классифицируются с такой детализацией, что это скорее удел политологии, чем права. Из всех приведенных, форм правления, принципы наиболее разнятся и интересуют нас, в парламентской и президентской республиках.