Дом комод на покровке
Автор OLьKA задал вопрос в разделе Города и Страны
Есть два дома в Москве, которые за своеобразные архитектурные формы получили название "дом - комод". Где находятся? и получил лучший ответ
Ответ от OLьGA[гуру]
Чеховский "комод" на Садовой-Кудринской.
Красное здание - Дом музей А. П. Чехова
Литературный филиал Гослитмузея. Открыт 14 июля 1954г. в доме 6 по Садово-Кудринской улице. В музее восстановлены кабинет и спальня А. П. Чехова, комната брата Михаила, гостиная и комната сестры Марии; в остальных залах - литературная экспозиция, посвященная жизни и творчеству писателя. В основе ее материалы личного архива А. П. Чехова, переданного в дар государству семьей писателя.
Писатель жил здесь с осени 1886г. по весну 1890г. Здесь созданы: "Степь", "Скучная история", водевили "Медведь", "Лебединая песня", более ста рассказов. В этом доме его навещали П. Чайковский, И. Левитан, В. Немирович-Данченко, В. Гиляровский и др. . В музее проводятся экскурсии, лекции, литературные и музыкальные вечера.
Дом Апраксиных-Трубецких на Покровке в Москве ("Дом-комод")
Недалеко от Меншиковой башни у другого конца Чистопрудного бульвара, на улице Покровке стоит необычный дом.
Формы его совсем не свойственны архитектуре Москвы 18 века, а, скорее, напоминают фасады петербургских дворцов эпохи Растрелли.
Это главный дом усадьбы Апраксиных-Трубецких, построенный во второй половине 1760-х
По поводу дома-"комода" бытовала легенда, что, дескать, императрица Елизавета Петровна подарила его Алексею Разумовскому.
Происхождение легенды понятно: раз дом похож на петербургские дворцы середины 18 века, значит он должен быть связан с именем Елизаветы Петровны. Ну а там уже недалеко и до авторства В. В. Растрелли.
Вот так рождаются мифы
Так или иначе, но в Москве появилась архитектурная жемчужина – редчайший образец гражданского «елизаветинского барокко» , с лепниной, раковинами, коринфскими колоннами, богатым декором. Дом называли московским Зимним дворцом в миниатюре, хотя за причудливую архитектуру и форму он получил и другое прозвище – «дом-комод» .
Обратите внимание на углы дома-"комода". Они развёрнуты вдоль улицы и представляют собой барочные портики с разорванными фронтонами, обращённые к перспективам улицы.
Думаете только ли для красоты и пластики? Не только.
Дом стоит на возвышенности в том месте, где Покровка на уклоне плавно изгибается. Этими срезанными углами дом держит перспективы улицы в ту и другую сторону.
Дата: к. 1760-х - н. 1770-х гг.
Место: Москва, Покровка, 22
Стиль: барокко
Материал: кирпич, белый камень, штукатурка, гипс
Функция: главный дом городской усадьбы
Описание: двухэтажный; в плане - прямоугольник со скругленными углами; в интерьере сочетаются прямоугольные, круглые и овальные в плане помещения; в декоре использованы колонны коринфского ордера, ниши, лепнина, карнизы и фронтоны раскрепованы
Композиция: центраьный объем объединен переходами с двумя симметричными флигелями (в одном из флигелей располодена церковь) ; фасад выступает за красную линию улицы
Источник:
Дом Апраксина-Трубецких («Дом-комод» ) на Покровке, 22 в Москве
В старину дом ещё называли Зимним дворцом в миниатюре, всё за тот же прихотливый декор и сходство с петербургскими памятниками.
По поводу дома-"комода" бытовала легенда, что, дескать, императрица Елизавета Петровна подарила его Алексею Разумовскому.
Происхождение легенды понятно: раз дом похож на петербургские дворцы середины 18 века, значит он должен быть связан с именем Елизаветы Петровны. Ну а там уже недалеко и до авторства В. В. Растрелли.
Первыми достоверными владельцами дворца были Апраксины, затем — князья Трубецкие. У них в доме давали уроки танцев, и здесь мальчиком учился бальным танцам А. С. Пушкин. Приводили к Трубецким и юного Федора Тютчева, жившего неподалеку; в Армянском переулке.
С 1861 года в этом доме открылась 4-я мужская гимназия, где учились К. С. Станиславский и основоположник отечественной авиации Н. Е. Жуковский. Сейчас в здании располагается научное учреждение.
предположу, что второй дом-Городская усадьба Птицына-Залогиной находится Николоямская ул. , д. 49
Этот эффектный одноэтажный дом на высоком подклете связан с именем купца Федора Птицына, купившего эту усадьбу в 1738 году и позже увеличившего ее еще несколькими приобретениями. Сам дом, стоящий на линии улицы, был построен купцом в 1754 году по проекту известного архитектора Дмитрия Ухтомского. Он представляет собой характерный образец жилой застройки середины XVIII века и относится к четырехпалатному типу, когда внутренние стены крестообразно делят объем здания на четыре части. Первоначальная лестница в основной этаж уничтожена при постройке нового корпуса в 1837 году. Зато здание хорошо сохранило наружную обработку эпохи развитого "московского барокко". Парные пилястры отмечают углы здания и места примыкания внутренних стен. Характерны окна с лучковыми завершениями и барочными наличниками, четко рисующиеся на фоне стен.
В 1967 году памятник был отреставрирован: восстановлены характерные для эпохи шатровое покрытие и яркая, насыщенная окраска стен. Кроме того, во владении сохранился трехэтажный корпус рубежа XVIII-XIX веков, стоящий торцом к улице. На его фасаде сохранился характерный для зрелого классицизма тонкий декор с псевдоготическими деталями.
2 вариант-для второго дома -Здание Благородного собрания (Дома Союзов)
Покровка. Дом - "комод" на ПокровкеДом М. Ф. Апраксина на ПокровкеДата создания: 1766г. - 1769г.Дом Апраксиных-Трубецких на Покровке Материал, техника: кирпич, белый камень, штукатуркаИмя архитектора неизвестно. В 1773 г. при новых владельцах Трубецких флигели были надстроены и продолжены в глубь двора. Наиболее примечательное и хорошо сохранившееся барочное дворцовое здание Москвы. Решено единым блоком, но стены так прихотливо изогнуты, наделены такой пластикой форм, что этот единый объем перестает ощущаться как нечто завершенное, замкнутое. Усложненной композиции объемов с их выступами разнообразных форм, украшенными раскрепованными колоннами и разорванными фронтонами, отвечает сложная внутренняя планировка, включающая ряд криволинейных в плане помещений (овальный зал в центре, круглые комнаты в боковых ризалитах и т. п.) . Барочные наличники окон обильно украшены белокаменным скульптурным декором. Изначальная внутренняя отделка не сохранилась. Помещения были заново отделаны после войны 1812 г. К этому времени и относится оформление овального двусветного зала.Москва и Подмосковье. М. , Искусство. 1979. С. 503 мастерская Александра Скокана, создавшая проект ныне уже законченного офисного здания на углу улиц 1-я Брестская и Юлиуса Фучика. Это ответ на вызов узкого и глубокого пространства, в котором фронтальный взгляд невозможен: резкость взгляда просто не наводится на близко поставленное «лицо» фасада. Отсюда – переход от фасадного видения (и даже от всефасадного видения – хотя дом на углу) к простой и неожиданной форме. Сами архитекторы назвали между собой это сооружение «домом-пингвином» , но это только шутка: в выпуклом стеклянном фасаде, поднимающемся от основания, нависающем над улицей и опять возвращающемся к той же плоскости, от которой он начинался, – в этом фасаде нет ничего от пингвиньего брюшка. Это, скорее, барочный комод в минималистском исполнении: осталась только сильная форма, способная как организовать пространство перед собой, так и привлечь внимание зрителя, который замечает необыкновенный абрис здания и в перспективе каньона, и с угла.Фактически речь идет о примате сильной формы: все остальное – стоечки-реечки фасадной «рамы» , вынутый угол с безордерной колонной – все это достаточно нейтрально и может быть обнаружено во многих зданиях, тогда как удачно найденная сильная, мощная, упругая форма создает сразу и силуэт, и образ, и так необходимую московским домам «легенду» . Эта форма напряжена и заряжена энергией, а потому она представляется восходящей именно к барокко, в котором выпуклость фасада – классический прием (можно вспомнить «дом-комод» на Покровке) , но в горизонтальном направлении, а не в вертикальном – как в доме на Брестской.
самый красивый дом в Москве?
Вряд ли на этот вопрос можно ответить однозначно.
САМЫЕ КРАСИВЫЕ ДОМА МОСКВЫ
подробнее...