дракон в русском фольклоре



Автор Елена задал вопрос в разделе Образование

В средней полосе России нет животных, напоминающих драконов. и получил лучший ответ

Ответ от A-stra[гуру]
Горыня, Дубыня и Усыня, три богатыря-великана русских сказок. Они обладают нечеловеческой силой, которая приводит к нарушению естевственного природного порядка, затрудняющего действия главного героя.
Г.,Д. и У. выступают вместе, образуя законченную триаду. Эта триадическая система (вероятно поздняя) отразилась в образах трех богатырей - Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича (характерно, что своим именем Добрыня напоминает Д., а мотив змееборчества Добрыни и его связи с рекой-водой отсылает к образу У.). Святогор с его косной, не находящей применения силой оказывается в генетическом плане сродни Г.
Г. близок и другой эпический персонаж - Змей Горыныч, в свою очередь связанный с Огненным Змеем. Эта связь дает возможность видеть для определенного периода в именах Г. и Горыныча отражение корня “гореть“ (огонь), а не “гора“. В таком случае не исключено, что триаде Г., Д. и У. на более раннем этапе развития соответствовала трехчленная “змииная“ группа - Змей Огненный, Змей Глубин, Змей Вод. Сказки о Д., Г. и У. могут расцениваться как отражение архаичного мифа о поединке со Змеем (или трехголовым Змеем) или тремя Змеями.
Имя ЗГ отсылает к образу Огненого Змея, известного как в словянской (ср. сербский Змей Огненный Волк), так и в иных традициях (ср. иранский Ажи Дахака, букв. - “Змей Горыныч“; Горыныч как Горыня, баба Горынка и др. от глагола “гореть“ и лишь вторично от “гора“; иногда появляется мотив З.Г. на горе)
Тугарин-Змей— персонаж древнего змееборческого мифа, родственный ЗГ, Змею Огненному и т. п. В Киевской Руси в эпоху борьбы с кочевниками стал символом дикой степи, исходящей от нее опасности, язычества. Само имя Т. соотносится с упоминаемым в летописи половецким ханом Тугорканом (11 в.)
http://www.aworld.ru/maska/forumsp4549a.htm
Есть основания считать, что образ огнедышащего дракона – прототюркский «Ажидахака» у иранцев и «огненные змеи» у русских – представления из тюркской среды. Право сказать нам это дает не только древняя форма слова, что переводится как «огненный змей», но и существующая в тюркском миропонимании традиция придавать змее тотемический, позитивный характер (у русских и иранцев происходит обратное). Культ змеи был распространен, наряду с кипчаками и кимаками (их называли «змеиным народом»), у древних скифов и сарматов. В «крымском цикле» можно встретить пример, когда эпический герой выступает в роли дракона.
http://old.dialog.kz/print.php?lan=russian&id=77&pub=2221
Существует несколько версий прообраза ЗГ. Первая подразумевает под ЗГ захватчиков Руси с южных степей (половцы, татаро-монголы, другие кочевники). Она стала популярной в советский период, когда все народные сказания объяснялись как отражение борьбы народа против угнетателей. Полчища кочевников многоголовым змеем накатывались на Русь, их лавина извивалась, подобно змею, а нрав татаро-монгол повторял характер пресмыкающегося.
По последним данным, ЗГ оказался не живым существом, а секретным оружием татаро-монгол, наподобие легендарного «греческого огня». Монголы перенимали у других народов военные разработки и доводили их до высочайшего уровня. У китайцев они позаимствовали секрет изготовления пороха, горючих смесей и метательных машин для снарядов на этой основе. Ко времени похода на Русь монголы располагали:
осколочно-зажигательными снарядами,
снарядами осколочно-взрывного действия,
снарядами отравляющего действия,
реактивными снарядами.
Описания ЗГ соответствуют х-кам монгольского оружия, свидетельствуя в пользу ракетной версии происхождения ЗГ (внешность, поведение, анатомия). Метод борьбы со ЗГ, изобретенный Добрыней, представлял собой использование речного песка в огромных количествах. Д. забросал им Змеиные головы. Кстати, песком и по сей день тушат химические пожары.
http://www.ldbp.ru/text/sokolov/gorinich.htm
Источник: ЗГ - Змей-Горыныч; Огненный Змей - воплощение стихии огня; и эта его функция, как и связь с потайными кладами и укрытыми богатствами, которые он часто приносит в дом, куда летает, сближает его с Жар-птицей восточнославянских сказок. Также представляется возможным связь преданий об Огненных Змеях с верованиями в древнеславянского божество Усеня, представленного в ряде сказаний в образе «Огненного колеса». Большинство исследователей сходится во мнении, что образ Огненного Змея очень стар. «Образ Огненного Змея старше и сложнее образа черта. В представлении о них отразились понятия о животворных небесных «огненных явлениях» и о «живых» падающих звездах».

Ответ от Пользователь удален[гуру]
тритоны

Ответ от Infanta Dolvadores[гуру]
Тритоны.

Ответ от Rjewsky[гуру]
Мне кажется почему-то, что человек мог жить еще в те времена, когда были динозавры.. . почему нет.. . =)

Ответ от Ильдар Зинуров[активный]
Он есть не только в русском фольклоре.
Думаю это некое реликтовое животное, игнорируемое "официальной" наукой.

Ответ от Николай[гуру]
...Флот противника уступает числом, да и командует им некий Феофан - протовестарий, то есть хранитель императорского платья. Должно быть, плохи дела у ромеев, если не нашлось у них настоящего флотоводца! Кроме того, легким кораблям, почти вытеснившим плавучие парусно-гребные крепости из морских сил Византии, в абордажном бою трудно спорить с насадами и драккарами киевского князя.
Протовестарий ведет флот развернутым строем фронта в несколько линий. Пятнадцать хеландий вырвались вперед и движутся с широкими интервалами, будто специально для того, чтобы их было удобно брать на абордаж. Растяпа, уж лучше проветривал бы ты наряды базилевса, а не лез в морское сражение! Русские весла мощно вспенили зеленые волны, в руках готовых к броску витязей сверкнули мечи и секиры.. . Расстояние быстро сокращается, вот-вот с треском столкнутся борта, раздастся громкий хруст поломанных весел.. .
Внезапно медные трубы с головами чудовищ, установленные на носу и по бортам хеландий, с шумом извергли длинные струи жаркого пламени.
Мгновение - и готовые к схватке воины превратились в живые факелы. Ярко вспыхнуло смоленое, черноморским солнцем нагретое дерево, взметнулись к синему небу жадные языки багрового огня и зловонные клубы черного дыма, а крики преданных жуткой гибели людей заглушили слова команд, призывов и звон оружия.
Страшная участь товарищей заставила русских замедлить ход боевых ладей, податься назад, ломая строй. Несколько десятков кораблей уже превратились в плавучие костры, а огненосные хеландии идут, не обращая внимания на свои жертвы. Огненные струи хлещут вперед, вправо, влево. Каждый византийский корабль легко поражает до трех целей одновременно и нет никакой надежды вступить в привычную рукопашную схватку на вражеской палубе.
Бывало так, что русские воины бросались в волны, лишь завидев звероподобное жерло огнедышащей трубы. "И было страшное чудо, - сообщает нам летописец,
- Русь, видя пламень, метнулась в воду морскую".
Тяжелые кольчуги не могли защитить от жидкого огня, зато мигом увлекали в пучину. Но лучше туда, чем быть сожженным заживо!
Боевой порядок флота Игоря был рассеян, византийские корабли, шедшие за огненосными хеландиями, захватывали отдельные насады и драккары. Пленные будут казнены в Константинополе на потеху толпе. И все же численность русского флота, отвага витязей и твердость управления (отдадим должное князю Игорю) позволили избежать разгрома в этом сражении.
Имперские огненосцы, исчерпав запас страшного оружия, вернулись в Золотой Рог, а сохранивший боеспособность русский флот направился к европейскому берегу; сил его десанта оказалось еще вполне достаточно, чтобы взять город Стенон (кстати, заметим, что повторных атак с применением невиданных средств поражения со стороны Византии на этот раз не было) . Князь Игорь с десятью кораблями вернулся в Киев. Флот под командованием Хальги двинулся к побережью Малой Азии, к византийским владениям.
В сентябре 941 года Хальга решил нанести удар империи во Фракии, но и там его настиг флот противника под командованием Феофана. Секретное оружие Константинополя снова сыграло свою роковую роль! Русские витязи, как и в битве у Иерона, бросались в воду при одном лишь приближении византийского корабля, так как попытка пойти на абордаж означала жуткую гибель.
Опытный Хальга, правда, и на этот раз сумел спасти часть флота от уничтожения и даже пытался с остатками сил идти к берегам Азии: как викинг, он не мог позволить себе вернуться без военной добычи. Экспромт оказался неудачным: в этом походе погибли и сам Хальга, и остатки еще недавно могучего флота.
Немногие уцелевшие воины после тяжелых испытаний смогли вернуться в Киев. Они принесли с собой рассказы о неведомых орудиях, извергавших пламя из трех чудовищных пастей. Пройдет немного времени - и появится в русских сказках огнедышащий трехглавый Змей Горыныч.
Так закончилось первое знакомство русских витязей с самым грозным средством поражени

Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: В средней полосе России нет животных, напоминающих драконов.
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*