Автор фаина говорова задал вопрос в разделе Другое
с какой целью создавались петербургские сфинксы и получил лучший ответ
Ответ от ???И?ЕЛЬ? ?[гуру]
В архитектуре Санкт-Петербурга "египетский стиль" является одним из определяющих и самых загадочных атрибутов города на Неве, сфинксы с университетской набережной давно стали одним из основных символов города наравне с Петропавловской крепостью и Адмиралтейством. В XVIII-XIX вв. в Петербурге и пригородах "египетски" стилизованные элементы активно использовались в оформлении зданий, мостов, интерьеров дворцов (например в г. Павловске, пригороде Петербурга) , набережных - так что название "северные Фивы" или "северный Мемфис", подходит Петербургу не меньше, чем "северная Пальмира" или "северная Венеция". Отразившаяся в петербургской архитектуре мода на египетскую тематику возникла в Европе после похода в Египет Наполеона в нач. XIXв. Традиция "Египетского Петербурга" косвенно продолжала существовать и в Советское время - возведение четырехгранных обелисков (прообразы широко использовались в Египте времен Среднего и Нового царства) и жива до сих пор, пример тому - сфинксы поставленные на набережной Робеспьера в 1995г, а также стилизованные "под египет" скульптуры у клуба "Пирамида" и некоторых других заведений в центре города.. . Архитектура – искусство не столько изобразительное, сколько выразительное. И если хотя бы бегло взглянуть на историю архитектуры, то можно убедиться, что нет, и не может быть произведения подлинного зодчего, которое не несло бы в себе определенной идеи.
Сфинксы в Санкт-Петербурге.
Сфинкс - чудовище с головой человека и туловищем спокойно лежащего льва, сочетание ума и силы. Его история начинается за несколько тысячелетий до нашей эры и восходит к истокам культуры и искусства Древнего Египта. Древнейшие обитатели Нильской долины верили, что рожденный их фантазией и изваянный ими каменный сфинкс не только наделен умом и силой, но что в него может вселяться могущественный дух, которого боятся злые демоны. Поэтому нередко у входа в храм или дворец фараона устанавливали, попарно каменные изваяния, считая их надежными стражами от злых духов. С течением времени сфинксам стали приписывать силу и могущество богов. Затем, когда фараоны обрели невиданную власть и могущество, сфинксов начали изображать с головой фараонов, с атрибутами царской власти: короной, головным платком, уреем - священной коброй, ожерельем. Изваяния стали не только изображением царствующего фараона, но и символом его безграничной власти, олицетворением нечеловеческой мощи. Египтяне называли изваяние человекоподобного царственного зверя "господином", "владыкой". Употребляемое же нами теперь слово "сфинкс" греческого происхождения и в переводе на русский язык означает "душительница". В представлении древних греков сфинкс был существом женского пола, а его диковинный вид мифы объясняют так: от змееподобного чудовища Тифона и Ехидны, имеющей три головы (льва, козы и дракона) произошла не менее фантастическая Химера - демон с головой и шеей льва, туловищем козы и хвостом дракона. Химера и двуглавый пес Ортр породили дочь Сфингу (сфинкса) - злого демона в женском образе. Вот почему в античном искусстве сфинкс изображался с головой и грудью женщины и туловищем льва, крылатым львом с годовой женщины и змеиным хвостом или же львом с туловищем женщины, орлиными крыльями и когтями. Мифы рассказывают, что Сфинкс обитал на скале вблизи Фив и, подстерегая путников, задавал им хитроумные загадки. Никто не мог отгадать их, и кровожадное страшилище душило и пожирало беззащитные жертвы, наводя ужас на фиванцев и окрестные земли. В наше время слово "сфинкс" иносказательно означает "загадка", "загадочный человек"