двуперстие



Двуперстие и троеперстие

Автор Terra _ задал вопрос в разделе Религия, Вера

в чем суть различия двоеперстного крестного знамения (у старообрядцев) от троеперстного? и получил лучший ответ

Ответ от Димитрий Юдин[гуру]
Краткая история старообрядческой Церкви:
Двуперстие и троеперстие
Поскольку самым известным примером реформ Никона является пе­ремена перстосложения, остановимся на этом вопросе. Русская Церковь до Никона творила крестное знамение двуперстием: три пальца (большой и два последних) складывали во имя Святой Троицы, а два (указательный и великосредний) во имя двух естеств во Христе - Божеского и человеческого. Так складывать пальцы для выражения главных истин правосла­вной веры учила и древняя Церковь.
Двуперстие сохранилось с апостольских времен. Его изображение мы находим на мозаиках римских храмов: образ Благовещения в Усыпальнице св. Прискилы (III в.) , изображение Чудесного лова в церкви св. Аполлинария (IV в. ) и т. д. В русских же источниках, не говоря уж о безчисленных иконописных изображениях, двуперстие ясно видно на грамотах, которыми обменялись великий князь тверской св. Михаил с новгородским архиепископом и со всем Новым Городом о взаимном вспоможении против общих неприятелей (1295-1302 год) .
Двуперстие изображено также и на печатях, которыми скреплены грамоты великих князей Иоанна Иоанновича (1356 год) , Василия Иоанновича (1523 год) и первого из Романовых - Михаила Феодоровича (1613 год) . Вместо двуперстия было приказано знаменоваться троеперстием: складывать первых три перста во имя св. Троицы, а два послед­них иметь «праздными» , то есть ничего ими не изображать. В народе говорили: новый патриарх упразднил Христа.
Троеперстие на Руси было явным новшеством, которое относительно поздно появилось у греков, они же привезли его и на Украину. Ни один святой отец и ни один древний собор не свидетельствуют о троеперстии. В иконографии не было традиции его изображения. Поэтому русские люди опасались его принимать. Мало того, что троеперстие как сим­вол оказалось гораздо менее выра­зительно, в нем еще содержалась и грубая неточность выражения: ибо если мы положим на себя знамение креста, изображая его тремя перста­ми, то получится, будто мы исповеду­ем, что св. Троица была распята на кресте, а не Одно из трех лиц Ее - Исус Христос по своему человечеству.
Воспользо­вавшись прибытием в Москву антиохийского патриарха Макария и других иерархов с Востока, Никон предло­жил им высказаться в пользу нового перстосложения. Они написали сле­дующее: «Предание прияхом с начала веры от святых апостол и святых отец, и святых седми соборов творити знамение честнаго креста тремя первыми перстами десныя руки. И кто т христиан православных не творит крест тако, по преданию восточныя церкви, еже держа с начала веры даже до днесь, есть еретик и подражатель арменов. И сего ради имамы его отлучена от Отца и Сына и Св. Духа и проклята» .
Таковое страшное осуждение сна­чала было провозглашено в присутствии множества народа, затем изложено письменно и напечатано в изданной Никоном книге «Скрижаль» . Как гром среди ясного неба были для русского народа эти безрассудные проклятия и отлучения. Русский благочестивый народ не мог согласиться с таким крайне несправедливым осуждением, провозглашенным Никоном и его единомышленниками - греческими архиереями, тем более что они говорили явную неправду, будто бы и апостолы, и св. отцы установили троеперстие. Но Никон не остановился и на этом.
В книге «Скрижаль» , которую собор 1666-1667 годов, несмотря на осуждение Никона, ее вдохновителя и заказчика, велел «держать в великой чести» , к только что приведенным хулам были добавлены новые осуждения. Дошло до того, что патриарх и его ближайшие сподвижники злословили двуперстие как якобы заключающее в себе страшные «ереси и нечестие» древних еретиков, осужденных вселенскими соборами (ариан и несториан) . В той же «Скрижали» преданы проклятию и анафеме православные христиане и за то, что исповедуют в символе веры Духа Святого Истинным.

Ответ от Берг Антонина[гуру]
Не прада ли какой маразм стал причиной расприй и ганений

Ответ от Кот Обормот[гуру]
Разногласия таковы, как и у "тупоконечников" и "остроконечников" гениального Свифта...

Ответ от Даниил Мещеряков[гуру]
Если сложить три перста то при усилии большого пальца получается фига!

Ответ от Bell A Morr[гуру]
первое во имя отца и сына второе во имя отца и сына и святого духа. дух он не сразу появился. блуждал где то.

Ответ от Андрей Котов[гуру]
Просто разная символика. В первые века, если не ошибались, крестили только чело большим пальцем.

Ответ от Vladislav[мастер]
разницы нет никакой, просто держат пальцы по разном в православии 3 пальца вмести это 3 лица святой Троице и два лижащих две природы Иисуса Христа человеческую и божественную, а у староверов три пальца прижаты к ладони, а 2 вместе соеденены

Ответ от МЕХАНИК[гуру]
Старообрядцы не признают Святого Духа, а признают только Богом Отца и Сына! У православных же три сложенных вместе пальца означают Святую Троицу, а два пальца, примыкающие к ладони-двойственную сущность Христа как Бога и человека!

Ответ от Kochet[мастер]
Ну во первых не приплетайте сюда ПравоСлавных, они здесь не при чём. До 17-го века на Руси было двоеверие Ведическое ПравоСлавие (Славление Богов Прави) и Правоверное христианство в последствии после Никоновского раскола поделившаяся на Старообрядческую христианскую Церковь и Правоверную Русскую Церковь которая после изгнания как Ведической Православной так и Старообрядческой христианской присвоила себе имя Правосланая. Дело в том что Старообрядцы переняли это у ПравоСлавных, только ПравоСлавные не накладывают крест а от Чела (лба) наносят знак Перуна, зигзаг- лоб-левый глаз-правый глаз-рот именно двуперстием. Мезинец-безымянный-большой пальцы вместе это как единство Миров Нави-Яви-Прави, или Триединства и указательный-средний вместе как единение с Родом, или как просто единение всего. Вот Старообрядцы и сохранили после христианизации это Двуперстие , (только вместо знака Перуна накладывают крест, хотя многие из старообрядцев пользуются наряду с крестом и знаком Пруна) , и считают что современные христиане показывают Богу фигу.

Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: в чем суть различия двоеперстного крестного знамения (у старообрядцев) от троеперстного?
спросили в 1655 год
Помогите написать анализ картины Сурикова Боярыня Морозова
задано анализироавать.. а что вы знаете о Боярыне Морозовой? Расколе? Художнике Сурикове?
без
подробнее...
спросили в Другое 1653 год
Какие существовали приемы сложения пальцев при крещении, каково их значение, когда происходила смена видов?
Первоначальной формой сложения пальцев руки для крестного знaмения было единоперстие (крестились
подробнее...

Можно ли креститься левой рукой, если правая травмирована?
нет! но вероятны исключительные случаи... я видела, как умирающий парализованный крестился левой
подробнее...
спросили в Католики
Есть ли различия, как крестятся православные христиане и католики?
Кре́стное зна́мение в христианстве — молитвенный жест, изображение креста движением кисти
подробнее...
спросили в 380 год 381 год
Откуда пошла традиция накладывать перстом крестное знамение, и правила как это делать правильна?
люди придумали и возложили на других ..в библии этой странной жестикуляции тремя пальцами нет !!!со
подробнее...
Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот еще темы с похожими вопросами:
спросили в Мускус
церковная реформа Никона
Церковные реформы Никона
1.
По поручению Алексея Михайловича в 1653 г. Никон начал
подробнее...
спросили в Другое 1198 год
Почему крестятся тремя перстами, а староверы – двумя?
Троеперстие является наиболее распространённым вариантом крестного знамения, используемым в
подробнее...
спросили в 67 год
Церковный собор 1666-1667 гг
основные решения церковного собора 1666-1667 гг. и их значение

Церковный собор 1966-67
подробнее...
Двоеперстие на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Двоеперстие
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*