Игрушки дымковские
Автор A-stra задал вопрос в разделе Города и Страны
Чем знамениты Дымковские игрушки? Их история? и получил лучший ответ
Ответ от Tatyana chistova[гуру]
Дымковская игрушка вошла в нашу жизнь под маркой «традиционное русское народное» , но мало кто внимательно рассматривал ее и пытался понять «изюминку» манеры росписи и лепки, и, уж тем более, мало кто пробовал постичь мировоззрение создававших ее людей, которое отразилось в дымковской игрушке. Что же такое дымковская игрушка? Сувенир или детская забава? А может древний магический символ?
История дымковской игрушки
В средние века в России зародилось несколько необычных стилей художественной керамики. Абашевская, каргопольская, филимоновская игрушки не забыты и поныне, однако знаменитая дымковская игрушка из Дымковской слободы, расположенной г. Кирова (бывшая Вятка) , затмила их своей популярностью в качестве русского сувенира.
Появилась дымковская игрушка на рубеже XV-XVI веков. Но промысел оформился несколько позже — в XIX веке. Сюжетами для игрушки первоначально являлись мифологические персонажи (птица Сирин, двуглавый конь, «бабы» - женские символы плодородия и пр.) , тотемные животные. Со временем они трансформировались в сказочных (медведь-музыкант) и персонажей бытового жанра - модниц и франтов 19-го века. Из городского быта прошлого столетия в игрушке также фигурируют всадники, дамы и кавалеры, няньки и кормилицы. Весьма упрощенные позы, движения персонажей, соответствующая одежда сохраняют условность, идущую от старой игрушки, но очень точно передают типаж.
К концу XIX века производство глиняных игрушек было полностью вытеснено более дешевыми и технологичными гипсовыми отливками, подражавшими фарфоровым изделиям.
Возрождение промысла связано с именами - А. А. Мезриной, потомственной мастерицы, сохранившей приемы лепки и росписи игрушек, и художника А. И. Деньшина, автора первых монографий о дымковском промысле. В одной из книг он подробно описал сложную технологию создания игрушек.
Технология производства
Для производства игрушки используется местная красная глина, тщательно перемешанная с просеянным речным песком. Фигурки лепят по частям, свертывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных комов. Отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки и обжига игрушки покрывают водно-эмульсионными белилами (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке) .
По белому фону выполняют роспись темперными красками. Раньше игрушки расписывали анилиновыми красителями, замешанными на яйце с квасом, вместо кистей используя палочки и перья. Традиционно используют тона красного, желтого, зеленого, синего цветов, иногда дополненные медной поталью (раньше использовали даже сусальное золото). В свистульках прокалывают отверстия палочкой. Каждая фигурка - это ручная работа, существующая в единственном экземпляре, поэтому промысел до сих пор не имеет серийного поточного производства.
Производители игрушек
Стараниями А. И. Деньшина в 1933 при Вятской фабрике гипсовых изделий была организована артель «Вятская игрушка» , где сначала работали лишь несколько мастериц: А. А. Мезрина, О. И. Коновалова, Е. А. Кошкина, Е. И. Пенкина, а возглавил ее сам Деньшин. Советское правительство активно восстанавливало народные ремесла. С этого времени дымковская игрушка стала неотъемлемой участницей всех выставок и фестивалей народного искусства. А. И. Мезриной в 1934 было присвоено звание Герой Труда.
Сегодня знаменитую игрушку выпускает творческое объединение «Дымковская игрушка». Кроме того, в Кирове много художников-одиночек, занимающихся народным промыслом на дому.
Конечно, данная продукция рассчитана, в основном, на иностранцев. Жесткая заданность сюжетов и форм - ограничение, наложенное сувенирным стилем - в то же время позволило сохранить старинные традиции в почти неизмененном виде.
Ды?мковская игру?шка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятки
Это один из самых старинных промыслов Руси, более четырёхсот лет.
Возникновение игрушки связывают с весенним праздником свистуньей, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных; их красили в разные яркие цвета. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.
Девушка с самоваром
Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки от лепки и до росписи — процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий.
Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности.
После полной просушки в течение от двух до пятидесяти дней и обжига при температуре 700—900 °C игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведённым на молоке). Раньше игрушки расписывали тамперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанную игрушку вновь покрывали взбитым яйцом, что придавало блёклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы цветов, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.
Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи, барыни.
Значение дымковской игрушки
Дымковская игрушка стала одним из символов Кировской области, подчеркивающим самобытность Вятского края, его древнюю историю.
Благодаря своей пластике, простоте узоров, яркости палитры дымковская игрушка широко изучается и используется в детском творчестве, воплощаясь в виде рисунков, изделий из глины и других материалов. Наряды дымковских «барынь» нашли отражение в коллекциях современных модельеров одежды [1].
Народный «дымковский» стиль неоднократно использовались в художественных (прежде всего детских) произведениях (например, мультфильм «Вернулся служивый домой». Режиссёр Владимир Дегтярёв, СССР, 1959).
В 2010 году в центре Кирова установлена скульптурная группа «Семья», выполненная по канонам дымковской игрушки и представляющая собой группу из барыни с младенцем, мужичка с гармошкой, ребёнка со свистулькой, кошки и собаки [2].
Мотивы дымковского орнамента были использованы на церемонии открытия зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи [3].
Скульптурная группа «Семья», выполненная по канонам дымковской игрушки
Примечания
Дымковская игрушка
Творчество дымковских мастеров уходит корнями в глубокую древность. После принятия христианства на Руси большинство глиняных языческих богов продолжали жить под безобидным именем «игрушка». Эта маска спасла их от уничтожения в те далекие для Руси времена. Так история сохранила нам древние языческие фигуры – дымковскую игрушку. И сейчас мы продолжаем называть эти скульптуры «игрушками» , хотя мало кто дает ребенку глиняную барышню или лошадку. К середине XIX века производство глиняных фигурок достигло своего расцвета. По губернской переписи в 1856 году в Вятке насчитывалось пятьдесят девять семей игрушечников. Все они жили в слободе Дымково. С лета завозили мастера в дом красную жирную глину и мелкий чистый речной песок. Глину замачивали, смешивали с песком, тщательно переминали вручную. Поздней осенью, когда заканчивались полевые работы, всей семьей садились за лепку. Работали, как говорили мастера, «заводами» , то есть партиями. Готовый «завод» устанавливали сохнуть дня на два, на три. А в это время делали новый – всадника на лошади, или кормилицу с ребенком, или барыню. Подсохшие фигурки закладывали прямо в русскую печь, где обжигали часа три-четыре. Фигурки покрывались ровным тонким белым слоем, на который хорошо ложится краска. После росписи куклу осторожно обмазывали яичным белком, иногда обклеивали для блеска квадратиками и ромбиками сусального золота. После революции 1917 года художник-энтузиаст А. А. Деньшин, влюбленный в дымковскую игрушку решил возродить промысел. Он собрал последних оставшихся в живых художников и убедил их в необходимости сохранить народное искусство. Только поэтому замечательные глиняные барышни продолжают радовать нас и по сей день.
Его название связано с селом Дымково, что находится близ г. Кирова (бывшая Вятка). Здесь местные мастерицы издавна лепили глиняную игрушку, которая распродавалась на празднике проводов зимы. Многие игрушки делали как свистульки. Да и сам праздник назывался "Свистунья". Веселые игры, торговля, шум, свист символизировали приход весны и общую радость людей. Многоцветная роспись соответствовала духу праздника, бурлящему весельем взрослых и детей.
Дымковская игрушка, близкая по форме изделиям других промыслов, имеет характерные отличия в росписи. Вылепленная из красной глины, она после обжига окрашивается разведенным на молоке мелом, сейчас заменой служат водно-эмульсионные белила. По белому фону выполняют роспись темперными красками. Звонкие тона красного, желтого, зеленого, синего цветов, иногда дополненные медной поталью (раньше использовали даже сусальное золото) , создают яркую, жизнерадостную гамму росписи.
Наряду с архаическими, сказочными образами оленей, двуглавых коней, птиц в ассортименте игрушек появились изображения медведей, домашних животных, представленных в необычных ситуациях. Например, медведь-музыкант, играющий на балалайке, козел, одетый в смешные штанишки, все это усиливает ощущение праздничности, вызывает улыбку при общении с подобной игрушкой.
Интерес к бытовому жанру, передаваемому весьма своеобразно, проявился в расширении тематики дымковских игрушек. Из городского быта прошлого столетия в игрушке фигурируют всадники, дамы и кавалеры, няньки и кормилицы. Весьма упрощенные позы, движения персонажей, соответствующая одежда сохраняют условность, идущую от старой игрушки, но очень точно передают типаж.
Стремление к убедительности характеристик, расширение круга тем все более ведут современных мастериц дымковской игрушки к переводу их работ в декоративную скульптуру. Это отражается на увеличении размера скульптурных изображений, на некоторой повествовательности, входящей в трактовку темы. Так, фигура индюка - весьма декоративной по своему оперению птицы - становится откровенно декоративной скульптурой, которая совершенно неудобна для игры и потому должна занимать конкретное место в убранстве интерьера.
Жанровые сцены, представляющие многофигурные композиции, изображают сегодняшний быт города и деревни: гуляния и чаепития, цирковое представление и прогулку компании в лодке. Все это близко традиционным мотивам, что придает игрушкам убедительность и показывает своеобразную связь истоков дымковского промысла с современными поисками.
Дымковская игрушка, пожалуй, один из самых старинных промыслов России. Он возник из любви к гончарной традиции вятских земель в глубокой древности. Название игрушки происходит от слободы Дымково, сегодня это район города Вятки. По мнению многих исследователей, развитие дымковской глиняной игрушки связано с обрядовым весенним праздником «свистопляской» , который был посвящён солнцу. Чтобы принять участие в празднике, нужна была глиняная свистулька и расписной глиняный шарик, которым можно было перекидываться.
Свистульки имели формы различных тотемных животных: медведь, козёл, баран, олень, но по сути своей были очень просты, так их основная функция была магическая, а не декоративная. Несмотря на ритуальное значение глиняных свистулек, заметна некоторая ирония, с которой мастера их лепили. Медведь, например, мог играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, козёл мог быть одет в смешные штаны. Такие глиняные фигурки-свистульки лепили женщины и девочки задолго до праздника. Эта работа считалась исключительно женской. Если в древности основным сюжетом были животные, то в XIX столетии появляются женщины в нарядных одеждах, с младенцами, птицами, с корзинами с пирогами, с коромыслами, на скамеечках и в лодочках. Позже мастера дымковской игрушки обращаются к городским сюжетам: дамы-модницы, горожане, офицеры, купчихи, скоморохи. Орнамент всегда прост: клетки, полоски, круги, точки, ромбики, зигзаги в разных сочетаниях. Но эти простые геометрические узоры несут некую информацию. Например, синяя волнистая полоса обозначает воду, перекрещенные полоски – сруб колодца, круг с серединкой-звёздочкой – солнце и другие светила. Техника изготовления дымковской игрушки тоже очень проста. Игрушку лепят руками из местной красной глины, перемешанной с речным песком. Свистульки прокалывают палочкой. Фигурку лепят по частям. Отдельные элементы соединяют между собой жидкой глиной. Швы сглаживают мокрой тряпкой. Игрушку просушивают и обжигают, а затем покрывают белилами (мел, разведённый с молоком) и расписывают. Каждая дымковская игрушка – это ручная работа, которая существует только в единственном экземпляре.
Если вкратце то такова история.
Если интересует подробнее, то в интернете очень много информации.
Дымковская игрушка, пожалуй, один из самых старинных промыслов России. Он возник из любви к гончарной традиции вятских земель в глубокой древности. Название игрушки происходит от слободы Дымково, сегодня это район города Вятки. По мнению многих исследователей, развитие дымковской глиняной игрушки связано с обрядовым весенним праздником «свистопляской» , который был посвящён солнцу. Чтобы принять участие в празднике, нужна была глиняная свистулька и расписной глиняный шарик, которым можно было перекидываться.
Свистульки имели формы различных тотемных животных: медведь, козёл, баран, олень, но по сути своей были очень просты, так их основная функция была магическая, а не декоративная. Несмотря на ритуальное значение глиняных свистулек, заметна некоторая ирония, с которой мастера их лепили. Медведь, например, мог играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, козёл мог быть одет в смешные штаны. Такие глиняные фигурки-свистульки лепили женщины и девочки задолго до праздника. Эта работа считалась исключительно женской.
В XIX веке праздник превратился в оживлённую ярмарку «свистунью» , с непременным свистом. Магическое значение празднества утратилось. Свистульки сохранялись, но приобретали всё более вычурные, декоративные формы. Если в древности основным сюжетом были животные, то в XIX столетии появляются женщины в нарядных одеждах, с младенцами, птицами, с корзинами с пирогами, с коромыслами, на скамеечках и в лодочках. Позже мастера дымковской игрушки обращаются к городским сюжетам: дамы-модницы, горожане, офицеры, купчихи, скоморохи.
Что бы не изображала дымковская игрушка, её всегда можно отличить своей неповторимой нарядной раскраской. На белом фоне очень весело смотрятся синий, голубой, зелёный, жёлто-оранжевый, малиновый цвета. Их может быть до десяти. Орнамент всегда прост: клетки, полоски, круги, точки, ромбики, зигзаги в разных сочетаниях. Но эти простые геометрические узоры несут некую информацию. Например, синяя волнистая полоса обозначает воду, перекрещенные полоски – сруб колодца, круг с серединкой-звёздочкой – солнце и другие светила.
Техника изготовления дымковской игрушки тоже очень проста. Игрушку лепят руками из местной красной глины, перемешанной с речным песком. Свистульки прокалывают палочкой. Фигурку лепят по частям. Отдельные элементы соединяют между собой жидкой глиной. Швы сглаживают мокрой тряпкой. Игрушку просушивают и обжигают, а затем покрывают белилами (мел, разведённый с молоком) и расписывают.
Каждая дымковская игрушка – это ручная работа, которая существует только в единственном экземпляре. Каждая мастерица вносит свой почерк и колорит. Промысел дымковской игрушки и по сей день не имеет серийного производства, что отличает его от других народных промыслов.
Сегодня дымковскую игрушку может попробовать изготовить любой взрослый и ребёнок, даже не имеющий специального образования. Нужна только глина, кисточка, краски и ваша фантазия.
спс
Дымковская игрушка - самый известный из глиняных промыслов России. Она отличается предельно простой и ясной пластической формой, обобщённостью силуэта, яркой орнаментальной росписью по белому фону.
Дымковские игрушки мастерят в Кировской области, в одном из сёл, ныне знаменитом на весь мир. Любимые игрушки вятских мастеров - это индюки, да ещё барыни и ярких, расписных нарядах.
Ходит гордо,
Смотрит важно,
В оперении нарядном:
Синий, жёлтый,
Красный круг-s
Распустил свой хвост индюк.
В давние-давние времена мастера Дымковской слободы под Вяткой лепили из глины игрушки: барынь под зонтиком, румяных кавалеров, коней, медведей, оленей, уточек и петухов. Почти все они - свистульки, празднично расписанные по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы. Игрушки эти очень простые .В фигурке барыни выделяется голова в кокошнике да юбка-колокол с передником. Наездник может быть не только на коне, но и на козле, свинье или петухе. Корова, баран, козёл очень похожи между собой, а отличаются друг от друга только формой рогов. Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна. На белом фоне очень ярко сверкают малиновый, синий, зелёный, жёлто-оранжевый цвет.
Дымку часто называют визитной карточкой Вятского края.
В образах краснощеких барынь, кормилиц, лихих всадников, сценах чаепитий, ярмарочных гуляний, весёлых каруселях продолжают жить многовековые традиции дымковского искусства (дымковский промысел возник в XV веке) , бережно сохраняется архаика древних образцов.
Дымковская вятская игрушка давно стала народной скульптурой. Отличие этого художественного промысла от других народных промыслов России состоит в том, что каждая игрушка - это авторская творческая работа мастериц ручной лепки и росписи, которая существует в единственном экземпляре.
Традиционно промысел дымковской игрушки не имеет серийного поточного производства. У дымки есть свой товарный знак, а особая красочность и нарядность дополняются ромбиками сусального золота, который присущ только ей.
В Кировской области сохраняются и другие народные промыслы, обладающие ярким самобытным характером. Изделия народных умельцев яркостью красок, изысканностью форм и удивительной фантазией производят на гостей региона неизгладимое праздничное впечатление.
Знакомство с народными промыслами Вятского края начните с фотовыставки дымковской игрушки, открытой для Вас на этой странице. здесь же фотографии
Его название связано с селом Дымково, что находится близ г. Кирова (бывшая Вятка). Здесь местные мастерицы издавна лепили глиняную игрушку, которая распродавалась на празднике проводов зимы. Многие игрушки делали как свистульки. Да и сам праздник назывался "Свистунья". Веселые игры, торговля, шум, свист символизировали приход весны и общую радость людей. Многоцветная роспись соответствовала духу праздника, бурлящему весельем взрослых и детей.
Дымковская игрушка, близкая по форме изделиям других промыслов, имеет характерные отличия в росписи. Вылепленная из красной глины, она после обжига окрашивается разведенным на молоке мелом, сейчас заменой служат водно-эмульсионные белила. По белому фону выполняют роспись темперными красками. Звонкие тона красного, желтого, зеленого, синего цветов, иногда дополненные медной поталью (раньше использовали даже сусальное золото) , создают яркую, жизнерадостную гамму росписи.
Наряду с архаическими, сказочными образами оленей, двуглавых коней, птиц в ассортименте игрушек появились изображения медведей, домашних животных, представленных в необычных ситуациях. Например, медведь-музыкант, играющий на балалайке, козел, одетый в смешные штанишки, все это усиливает ощущение праздничности, вызывает улыбку при общении с подобной игрушкой.
Интерес к бытовому жанру, передаваемому весьма своеобразно, проявился в расширении тематики дымковских игрушек. Из городского быта прошлого столетия в игрушке фигурируют всадники, дамы и кавалеры, няньки и кормилицы. Весьма упрощенные позы, движения персонажей, соответствующая одежда сохраняют условность, идущую от старой игрушки, но очень точно передают типаж.
Стремление к убедительности характеристик, расширение круга тем все более ведут современных мастериц дымковской игрушки к переводу их работ в декоративную скульптуру. Это отражается на увеличении размера скульптурных изображений, на некоторой повествовательности, входящей в трактовку темы. Так, фигура индюка - весьма декоративной по своему оперению птицы - становится откровенно декоративной скульптурой, которая совершенно неудобна для игры и потому должна занимать конкретное место в убранстве интерьера.
Жанровые сцены, представляющие многофигурные композиции, изображают сегодняшний быт города и деревни: гуляния и чаепития, цирковое представление и прогулку компании в лодке. Все это близко традиционным мотивам, что придает игрушкам убедительность и показывает своеобразную связь истоков дымковского промысла с современными поисками.
нужна помощь. помогите составить рассказ о дымовской игрушке.
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА Дымковская игрушка - самый известный из глиняных промыслов России. Она
подробнее...
Что это за игрушки? Когда и где зародился этот промысел? Расскажите её историю.
- самый известный из глиняных промыслов России. Она отличается предельно простой и ясной
подробнее...
различия дымковской и филимоновской игрушки?
О, ну они совем не похожи.
Смотрите: вот - классическое Дымково.. .
#yaimg177879#
подробнее...
Народные промыслы (6 штук)
Дымковская игрушка
Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов России, существует
подробнее...
Помогите найти реферат на тему: Строительство Сахалинского областного художественного музея!!! ПЛИЗ!!!)
тут, возможно, придется написать самому) )
не самая популярная тема для рефератов
подробнее...
Стихотворение на тему: "Глиняные Дымковские Игрушки"?
Дымковские игрушки
(Нина .Агошкова.)
Приготовьте, детки, ушки,
Это интересно
подробнее...
расскажите мне ИСТОРИЮ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ
Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более
подробнее...
рассказ о дымковской игрушке по чтению 2класс составить
По всей России были разбросаны очаги гончарного дела, где наравне с глиняной посудой изготовлялись
подробнее...