Ex libris перевод с латинского
Автор A-stra задал вопрос в разделе Общество, Политика, СМИ
Что такое экслибрис? и получил лучший ответ
Ответ от Madeleine[гуру]
сайт, где представлены экслибрисы из собрания Юрия Сергеевича Бородаева, известного московского потомственного коллекционера. Книжные знаки начал собирать еще его отец Сергей Федорович Бородаев, известный библиограф, член Русского общества друзей книги. Сейчас коллекция насчитывает порядка 20 тысяч экземпляров. Книжные знаки из этого собрания неоднократно экспонировались на различных выставках.
Французский король Карл V, оставшийся в истории как выдающийся библиофил, в 1367 году лично составил инвентарную опись своих манускриптов и на каждой книге собственноручно написал: "Эта книга моя. Карл". Это была первая дошедшая до нас библиотечная владельческая запись, или экслибрис.
Родиной экслибриса в его нынешнем виде, то есть в виде печатного книжного ярлыка, считается Германия. Как это ни удивительно, но он появился несколько раньше книгопечатания - в XV веке. В следующем столетии немецкие книжные знаки достигли высокого художественного совершенства, так как над их созданием трудились выдающиеся художники - Дюрер, Гольбейн Младший, Лукас Кранах Старший и другие. Изначальная надпись "Ex bibliotheca" создала традицию называть этот знак библиотечным. Она продержалась до начала ХХ века, а затем была вытеснена выражением "книжный знак" и, наконец, окончательно укрепилась в виде латинского выражения "Ex libris". Оно было русифицировано и стало писаться по-русски - экслибрис. Экслибрис может быть нарисован от руки, по трафарету, отштемпелеван, вытиснен на крышке переплета или корешке книги (суперэкслибрис) или же наклеен. Экслибрис может быть связан с автором или содержанием тех книг, для которых он предназначен, с владельцем или c характером его занятий.
В России экслибрисы появились в начале XVIII века - наряду с другими европейскими новшествами, введенными Петром I. Естественно, что первыми владельцами экслибрисов были члены императорской фамилии, первые лица государства, представители знати. Знатный владелец книги украшал ее изображением своего герба, сопровождаемым, как правило, гордым латинским девизом. Но еще более эффектным способом обозначить владельца был суперэкслибрис: тот же герб, но вытисненный золотом на верхней крышке книжного переплета. Книжные знаки имели его сподвижники Петра I - Я. Брюс, Д. Голицын, А. Лефорт, Р. Арескин. Однако "прототипы" экслибрисов можно обнаружить и на древних рукописных русских книгах. Например, в конце XV века игумен Соловецкого монастыря Досифей собственноручно рисовал подобия книжных знаков на фолиантах монастырской библиотеки.
Первым русским печатным экслибрисом считается книжный знак графа Константина Платтера - префекта Лифляндского, а впоследствии канцлера Великого княжества Литовского, входившего тогда в состав Российской империи. Этот знак был отпечатан в 1702 году. Экслибрис Платтера представлял собой изображение его фамильного герба и военных трофеев, выше которого находился рисунок: два бюста и глобус. Экслибрис украшен изречением по латыни: "Ex bibliotheca Constantini Ludovici Plater surpemai notarii M.D.L. Praef. Liv".
Расцвет русского художественного экслибриса приходится на первую половину XX века, когда в создании книжного знака принимали участие художники - члены общества "Мир искусства" А. Бенуа, Е. Лансере, К. Сомов, Г. Нарбут, М. Добужинский, И. Билибин, Е. Митрохин, С. Чехонин и др. В 20-30 годах к созданию экслибриса приобщились ведущие мастера графики В. Фаворский, А. Кравченко, Н. Купреянов, Н. Пискарев, П. Шиллинговский, Н. Бриммер и др. В послевоенные годы над экслибрисом трудились известные художники Е. Голяховский, Г. Кравцов, В. Фролов, А. Калашников, Н. Калита, Г. Ратнер, М. Верхоланцев, В. Картович и многие другие.
В следующем, XIX веке в России личная библиотека постепенно перестала быть принадлежностью исключительно привилегированных сословий.
Эксли́брис (от лат. ex libris «из книг» ) — книжный знак, наклеиваемый владельцами библиотек на книгу, преимущественно на внутреннюю сторону переплета.
Обычно на экслибрисе обозначены имя и фамилия владельца и рисунок, лаконично и образно говорящий о профессии, интересах или о составе библиотеки владельца. Родиной экслибриса считают Германию, где он появился вскоре после изобретения книгопечатания. В России экслибрис появился при Петре I.
Простейший экслибрис представляет собой бумажный ярлык с именем владельца книги (иногда в сочетании с девизом или эмблемой). Художественные экслибрисы представляют собой произведения печатной графики. Они создаются различными техниками гравюры — гравируются на меди, дереве или линолеуме, выполняются цинкографским или литографским способом. Среди авторов художественных экслибрисов можно назвать таких выдающихся художников, как Альбрехт Дюрер, В. А. Фаворский, и многих других.
Среди художественных экслибрисов различают
гербовые, которые воспроизводят герб владельца и характерны главным образом для XVI—XVIII веков;
вензелевые с орнаментально разработанными инициалами владельца;
сюжетные, которые стали наиболее популярными в XX веке и представляют собой изображения пейзажей, архитектурных мотивов, различных эмблем, образно отражающих вкусы, интересы и пристрастия, профессию владельца библиотеки.
экслибрис - это книжный знак, указывающий на принадлежность книги какому-либо владельцу. Возникли в Германии в 16 в. ; в России - в начале 18 в.
Экслибрис (от лат. ex libris «из книг» ) — книжный знак, наклеиваемый владельцами библиотек на книгу, преимущественно на внутреннюю сторону переплета.
Обычно на экслибрисе обозначены имя и фамилия владельца и рисунок, лаконично и образно говорящий о профессии, интересах или о составе библиотеки владельца. Родиной экслибриса считают Германию, где он появился вскоре после изобретения книгопечатания. В России экслибрис появился при Петре I.
Простейший экслибрис представляет собой бумажный ярлык с именем владельца книги (иногда в сочетании с девизом или эмблемой). Художественные экслибрисы представляют собой произведения печатной графики. Они создаются различными техниками гравюры — гравируются на меди, дереве или линолеуме, выполняются цинкографским или литографским способом. Среди авторов художественных экслибрисов можно назвать таких выдающихся художников, как Альбрехт Дюрер, В. А. Фаворский, и многих других.
Среди художественных экслибрисов различают
гербовые, которые воспроизводят герб владельца и характерны главным образом для XVI—XVIII веков;
вензелевые с орнаментально разработанными инициалами владельца;
сюжетные, которые стали наиболее популярными в XX веке и представляют собой изображения пейзажей, архитектурных мотивов, различных эмблем, образно отражающих вкусы, интересы и пристрастия, профессию владельца библиотеки.
Экслибрис Баварской государственной библиотеки (Королевская библиотека). XIX век
Экслибрис библиотеки Университета Стефана Батория в Вильне
Экслибрис Аркадия Стругацкого 1980-х
Текст взят :
Ex libris в переводе с латинского означает "из книг". Экслибрис неразрывно связан с книгой, история его возникновения тесно связана с появлением средневековой рукописной книгой. В скрипториях - мастерских по переписке книг, находившихся в период раннего средневековья при монастырях, делались владельческие надписи на книгах, которые начинались со слов " из книг " или " из библиотеки " (ex bibliotheca) и далее следовало имя и фамилия владельца книги, название библиотеки или монастыря.
Книжные знаки по своему содержанию делятся на четыре вида:
1. Гербовый экслибрис, самый ранний 16-17 вв. Его создание подчинено канонам геральдического искусства.
2. Вензелевый экслибрис (от польского " вензель " - узел) представлял собой первоначальные буквы имени и фамилии владельца. Отличались изящностью и могли рассматриваться наряду с книжными украшениями - элементами украшения книги.
3. Сюжетный экслибрис передавал определенные события в жизни владельца. Мог также состоять из изящных декоративных элементов.
4. Шрифтовой экслибрис представлял собой наборной ярлык с текстом в рамке, напечатанным типографским набором.
в переводе значит "из книг"...штамп личный ставят на книги коллекционеры себе, чтоб не пиздели раритеты уних ))
Французский король Карл V, оставшийся в истории как выдающийся библиофил, в 1367 году помеcтил фонд своей великолепной библиотеки в одну из башен своего замка в Лувре, лично составил инвентарную опись тысячи манускриптов (от лат. Manus - рука, scribere – писать) , т. е. рукописных книг – типографий тогда еще не было – и на каждой книге собственноручно написал: «Эта книга моя. Карл». Это первая по хронологии дошедшая до нас библиотечная владельческая запись, или экслибрис. Экслибрис, таким образом, правомерно квалифицировать как книговедческую помету, или знак владельца библиотеки.
На Руси экслибрис (естественно, рукописный) появился 510 лет тому назад. Это был книжный знак Досифея – третьего по счету игумена Соловецкого монастыря.
Рукописный экслибрис ставили на личные книги в библиотеках духовных лиц и высшей царской знати. Впрочем, владельческие надписи на книге от руки широко бытовали и в небольших личных библиотеках. Помню, на книгах моего дяди, росшего в многодетной семье, было написано (несколько наивно, не вполне грамотно, но все же одновременно с владельческим притязанием и в доказательство того, что он умеет не только читать, но и писать) : «Эта книга принадлежитъ у кого она лежитъ – Матвею Ивановичу Столярову». Такого рода надписи часто делают и в настоящее время.
Родиной экслибриса в его нынешнем виде, то есть в виде печатного книжного ярлыка, или, говоря по-современному, лейбла, считается Германия. Он появился вскоре после изобретения книгопечатания, т. е. в XV веке.
К числу самых ранних французских экслибрисов относится знак Жана Барту (XVI век) , оставившего свой след в истории тем, что он был ярым противником Мартина Лютера, основателя реформатского, или лютеранского, направления в христианстве. Для данной темы экслибрис Барту примечателен не столько изображением (апостол Иоанн с орлом и семиглавый апокалиптический дракон) , сколько двустишием-посулом:
Каждый, кто вернет утерянную или украденную книгу,
Получит стакан доброго вина.
Этой надписью была начата традиция прямого обращения на экслибрисе к читателям – в виде призыва, просьбы, обещания, а то и угрозы.
С конца XVII-начала XVIII вв. на экслибрисах встречаются изображения библиотек или замка, дворца, монастыря, церкви, в которых они располагались.
Первым русским печатным экслибрисом считается книжный знак графа Константина Платтера – первоначально префекта (лат. Praefectus означает начальник) Лифляндского, а впоследствии канцлера (в России это был высший гражданский чин) Великого княжества Литовского, входившего тогда в состав Российской империи. Этот знак был отпечатан в 1702 году. Следовательно, 2002 год – это год своеобразного юбилея русского печатного экслибриса, который начиная с XVIII века получил в нашей стране богатейшей книжной культуры богатейшее же развитие.
Экслибрис Платтера представлял собой изображение его фамильного герба и военных трофеев, выше которого находился рисунок: два бюста и глобус. Экслибрис украшен изречением по латыни: «Ex bibliotheca Constantini Ludovici Plater surpemai notarii M.D.L. Praef. Liv».
Изначальная надпись «Ex bibliotheca» создала традицию долгое время называть этот знак библиотечным. Она продержалась да начала ХХ века, а затем была вытеснена выражением «книжный знак» и, наконец, окончательно укрепилось латинское выражение «Ex libris». Оно полностью русифицировалось, т. е. стало писаться по-русски – экслибрис, склоняться по правилам русской грамматики и т. д.
Весьма показательны для этой эволюции наименования двух фундаментальных книг У. Г. Иваска. Первая из них вышла в 1902 г. и называлась «О библиотечных знаках, так называемых ex libris,ах: по поводу 200-летия их применения в России, 1702 – 1902». Как видим, знаки здесь названы библиотечными, к слову «еx libris» делается оговорка» – «так называемых» , а само их написание представлено по-латински, частью (после апострофа) по-русски. Следующее, трехтомное, издание, вышедшее спустя несколько лет – с 190
Художественно оформленный книжный знак - ярлычок, виньетка с именем владельца книги или с каким-л. символическим рисунком, наклеиваемый на внутреннюю сторону переплета или обложки книги
Произошло из выражений: ex libris такого-то, т. е. из числа книг, принадлежащих такому-то
ы
я низнаю
Экслибрис – книжный знак, бумажный ярлык, наклеиваемый владельцами библиотеки на книги, преимущественно на внутреннюю сторону переплёта; обычно на нём обозначено имя и фамилия владельца и рисунок, лаконично и образно говорящий о его профессии, интересах или о составе библиотеки” - [1] вот то определение, которое можно найти в любом книговедческом словаре, но так ли все просто, так ли быстро и внезапно возник экслибрис, так ли быстро превратилась в маленькая картинка в большое искусство, кто помог экслибрису стать достойным другим видам гравюры, кто усовершенствовал его, делал новые открытия и достижения? Ведь на это всё ушла не одна сотня лет. Чтобы разобраться подробнее, нужно обратиться к истории, и не только старой, но и поздней, так как особо заметные перемены экслибрис претерпел в конце XIX-XX веках. Наименование “экслибрис” произошло от латинских слов “еx libris”. Это часть издавна употреблявшейся латинской надписи на книговладельческом знаке: ”из книг”. Экслибрис –книжный знак –это особая композиция, которая либо текстом, либо символистическим изображением без текста, либо текстом и изображением вместе указывает на принадлежность книги. Текст определяет принадлежность книги непосредственно; изображение может быть ассоциативным, и просто декоративным. Текст “ по теории” в библиотековедческих целях всегда желателен и чем подробнее, тем лучше. Экслибрис занял в современной графике заметное место как самостоятельное произведение графики. Он всё чаще появляется на больших художественных выставках во многих городах – Санкт-Петербурге, Вологде, Воронеже, Тамбове, Кемерово, Вильнюсе, Риге, Талине, Красноярске, Якутске – специальные выставки экслибриса. Работы современных графиков – экслибристов стали всё чаще появляться на зарубежных выставках в Польше, Чехии, Венгрии, Германии. Факт открытия подобных выставок вполне правомерен. Он отражает совершенно объективное и исторически обусловленное явление – необычайно быстро растущий интерес к книге, книжной графике, книжной культуре и малым формам графики вообще. А ведь книжная графика и графика малых форм принадлежит к одним из наиболее массовых и активных, легко находящих дорогу к зрителю, видов изобразительного искусства.
Экслибрис ныне своеобразный жанр книжной графики, имеет славную историю, продолжающуюся уже более пятисот лет. Искусство книжного знака прошло многовековой путь развития. Стилистическая эволюция, как это отмечают исследователи, тесно связана с характером современных книжных украшений. Они грузны и замысловаты в эпоху позднего Возрождения и барокко, ясны и уравновешены, спокойны и строги во времена господства классицизма, особенно – ампира, журнально-графичны, хотя подчас не спасены от безвкусицы в годы засилья стиля модерн. Они находят естественную, органичную материалу форму в ксилографических миниатюрах 1920-30 годов – времени расцвета современной гравюры на дереве. Наконец, они разнообразны по облику и содержанию в наши дни.
Экслибрис его зарождение и роль в мировой культуре
На протяжении долгой истории русские рукописные и печатные книги у владельцев книг и книжных собраний часто возникало желание обозначить на книгах своё имя. Первоначально это желание осуществлялось примитивно: на книге делались надписи о принадлежности её тому или иному лицу. Самые ранние владельческие надписи Древней Руси относятся к XIV веку.
До изобретения книгопечатания рукописные книги представляли собой огромную ценность. Поэтому на заглавном листе или на внутренней стороне переплёта делались особые надписи. Они обычно начинались со слов ex libris (из книг) , а затем следовали имя и фамилия лица или название библиотеки или монастыря, которые являлись владельцем данной книги. Позднее к надписям стали добавляться изображение родового герба, портрет высокопоставленного хозяина библиотеки или различные рисунки, характеризующие некоторые стороны жизни и деятельности владельца.
Подскажите латинские фразы с переводом...
Ad cogitandum et agendum homo natus est - для мысли и действия рожден человек;
Amicus Plato,
подробнее...
Что такое «Экслибрис»?
До возникновения книгопечатания, когда существовали лишь рукописные книги, их владельцы, желая
подробнее...