н я эйдельман



эйдельман натан

Автор Кислый задал вопрос в разделе Гуманитарные науки

Кто такой Натан Эдельман? и получил лучший ответ

Ответ от Максим Ю. Волков[гуру]
Эйдельман, Натан Яковлевич (18 апреля 1930, Москва — 29 ноября 1989, Москва) — русский советский писатель, историк, литературовед. Написал книги о декабристах — Сергее Муравьёве-Апостоле и Михаиле Лунине, о русском историке Карамзине.
Родился в семье Якова Наумовича [1] и Марии Натановны Эйдельман. Окончил исторический факультет МГУ в 1952 году.
После окончания университета Натан Эйдельман шесть лет работал преподавателем истории в вечерней школе в Москве. Затем в должности научного сотрудника работал в Московском областном краеведческом музее в городе Истре.
После 1956 года имел косвенное отношение к университетскому кружку свободомыслящих историков, в котором состояли некоторые его однокурсники, занимавшиеся критикой сталинизма с марксистских позиций. Арест членов этого кружка вынудил Эйдельмана прекратить преподавание истории в школе, хотя он сам, не будучи членом этого кружка, не был непосредственно репрессирован.
В 1965 году он защитил кандидатскую диссертацию на тему «Тайные корреспонденты „Полярной звезды“».
Основной областью научных интересов Эйдельмана была история русской культуры и общественное движение России в XVIII—XIX веках. Главным направлением его исследований было движение декабристов. Его работам был свойственен особо внимательный подход к нравственной трактовке рассматриваемых событий. Мысли героев его книг, посвятивших себя борьбе за свободу в России, оказывались, благодаря Эйдельману, неожиданно актуальными в условиях советской действительности, что, наряду с хорошим литературным языком его книг, способствовало росту популярности его книг и публицистики среди критически настроенной части советской интеллигенции. Н. Я. Эйдельман был членом Союза писателей СССР.
Немалую часть своих работ он посвятил проблемам русско-кавказских культурных связей, роли Кавказа и его народов в жизни и культуре России. В то же время по мнению ряда источников [2] еврейская тема даже несколько нарочито никогда не привлекала внимание Эйдельмана.
Однако в острой переписке [3], впоследствии опубликованной в журнале «Даугава» , он, полемизируя с писателем Виктором Астафьевым, затрагивал тему межнациональных отношений в том числе и русско-еврейских, но по мнению некоторых, например, авторов Электронной еврейской энциклопедии [3], при этом в своих аргументах в этой переписке «придерживается определенных антиеврейских предрассудков» .
В целом, определенно можно считать Натана Эйдельмана одним из ярчайших представителей гуманитарного крыла интеллигенции, внесший немалый вклад в развитие русской культуры второй половины XX века.
Книги на русском
«Прекрасен наш союз …»
«Революция сверху» в России
Александр Радищев
Апостол Сергей: Повесть о Сергее Муравьёве-Апостоле. М. : Политиздат, 1975. — 391 с. , ил. («Пламенные революционеры») ; — 2-е изд. — 1980. — 365 с. , ил. ; то же. — 1988.
Братья Бестужевы
Быть может за хребтом Кавказа
Вьеварум; Лунин
Герцен против самодержавия. Из потаённой истории России XVIII—XIX веков
Грань веков
Декабристы
Заговор против царя
Мгновенье славы настаёт…
Обречённый отряд
Оттуда
Первый декабрист
Последний летописец
Пушкин
Пущин: Большой Жанно: Повесть об Иване Пущине
Русский 1789-й
Свободное слово Герцена
Твой XVIII-й век; Прекрасен наш союз… .
Твой восемнадцатый век
Твой девятнадцатый век
Что там за морем — океаном
Ищу предка
Лунин ЖЗЛ#1970 год

Ответ от Gena Korot[гуру]
Ната́н Я́ковлевич Эйдельма́н (18 апреля 1930, Москва — 29 ноября 1989, Москва) — русский советский писатель, историк, литературовед. Написал книги о декабристах — Сергее Муравьёве-Апостоле и Михаиле Лунине, о русском историке Карамзине. н я эйдельман

Ответ от Пустота[эксперт]
Натан Яковлевич Эйдельман (18 апреля 1930, Москва — 29 ноября 1989, Москва) — ЕВРЕЙСКИЙ советский писатель, историк, литературовед. Написал книги о декабристах — Сергее Муравьёве-Апостоле и Михаиле Лунине, о русском историке Карамзине.

Ответ от Ѓженок Дождя[гуру]
Последняя его книга, вышедшая в июле 1989 года, за несколько месяцев до смерти, называется ""Революция сверху" в России". Начинается она так: "Гласность, вторгаясь с 1985 года в наш мир, отодвигает в прошлое, можно сказать, целую литературу, обширную словесность, историю, филологию, философию, построенную целиком или частично на недомолвках, исполненную тем способом, о котором горестно писал Щедрин сто лет назад: "Моя манера писать есть манера рабья. Она состоит в том, что писатель, берясь за перо, не столько озабочен предметом предстоящей работы, сколько обдумыванием способов проведения ее в среду читателей... "". Работая над своими книгами, и Натану нередко приходилось "обдумывать" такие "способы", хоть речь здесь шла не о злобе дня, а о событиях, давно минувших. Но у советских цензоров нос был достаточно натренирован на "вредные" аллюзии. "Сегодняшние наши сенсации, — писал Эйдельман в той книге, — довольно определенно делятся на две неравные части: одна, небольшая, — действительно новые мысли, то, что прежде не приходило в голову; другая, куда бОльшая, — то, о чем прежде многие знали, вполголоса говорили, даже писали, но — не печатали... В печать же проходил (или не проходил) намек — бледная тень. Намек — это было целое искусство".
Но Натан и прежде не слишком озирался, а с наступлением перестройки вообще отказывался говорить намеками. Как-то он сказал мне: "Надоело прятаться за столетия". Выступая 4 декабря 1986 года в Доме кино — Сахаров еще находился в Горьком, Солженицыну и Любимову еще не вернули советское гражданство, — Натан назвал ссылку Андрея Дмитриевича преступлением, сказал, что изгнание Александра Солженицына из страны было мерзким и подлым, что государство покрыло себя позором, лишив гражданства Юрия Любимова. Говорят, за такую крамолу директору Дома кино устроили в райкоме сильную взбучку.
В сентябре 1989 года газета "Московские новости" опубликовала большой материал о советско-германских контактах 1939-го. Печатались различные документы, Натан их комментировал. Тогда еще официально утверждалось, будто подлинники секретных протоколов к пакту Молотова-Риббентропа не найдены, а о копиях что говорить? Натан против этого решительно возражал. Не опровергался тогда еще и акт комиссии Н. Бурденко, возложившей вину за расстрел поляков в Катынском лесу на немцев-оккупантов. Натан спорил и с этим. Говорил, что собранные документы доказывают, что поляков расстреляли не немцы, а органы НКВД весной 1940 года.
До признания секретных протоколов на Втором съезде народных депутатов СССР в декабре 1989 года и до правды, сказанной Горбачевым о Катынской трагедии в 1990 году, Натан, к сожалению, не дожил.
***
Книгу ""Революция сверху" в России" закончил он в 1989 году словами: "Очередная великая попытка — на наших глазах... Мы верим в удачу — не одноразовый подарок судьбы, а трудное движение с приливами и отливами, — но все же вперед. Верим в удачу: ничего другого не остается... "
Сегодня, через 20 с лишним лет, мы знаем, чем закончилась та "великая попытка". Однако верить в "трудное движение вперед" — как бы то ни было и что бы ни происходило — все равно нам приходится. Ничего другого действительно не остается.

Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: Кто такой Натан Эдельман?
Эйдельман на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Эйдельман
Эйдельман Натан Яковлевич на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Эйдельман Натан Яковлевич
Электрическая мощность на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Электрическая мощность
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*