фаюмские портреты
Автор ~Tатьянк@~ задал вопрос в разделе Живопись, Графика
Фаюмский портрет ~~~ что это такое? и получил лучший ответ
Ответ от Викторыч[гуру]
Подобные портреты были открыты в 1615 Пьетро делла Балле в одном из захоронений и как экзотические диковинки отправлены в Европу. Их выставляли в Кунсткамерах, и они поражали зрителей. Впоследствии такие портреты стали находить и в других местах (Мемфисе, Аквинуме и т. д.) .
Гробницы в Фаюмском оазисе и других местах были полуразграблены еще в древнее время, но оказавшиеся на мумиях живописные портреты (их было 94) от египетских старьевщиков-перепродавцов попали в руки венскому антиквару Теодору Графту
К 1887 Теодор Графт составил большую коллекцию портретов. У него с ними познакомился известный немецкий египтолог и писатель Георг Эберс, который сразу же оценил историческую и художественную значимость фаюмских портретов. Потом к коллекции Т. Графта добавилось еще 40 портретов, найденных в 1887—1888 годы Флиндерсом Питри в ходе экспедиции в Фаюмском оазисе. После этой находки они и стали называться фаюмскими.
Это живописные портреты, исполненные в технике энкаустики (пигменты смешиваются с пчелиным воском, который накладывается теплым, если он используется в чистом виде, в холодном, если была предварительно изготовлена восковая эмульсия) . По времени они синхронны написанию Евангелий, однако выглядят невероятно современными. Почему же изображенные на них персонажи обладают такой реальностью? Это – тайна Фаюмских портретов.
Большая часть их написана на дереве, часто – липе, но иногда их основой слудит льняное полотно (саваны) . Художники-авторы этих портретов использовали золото и еще четыре пигмента – черный, красный и два типа охры Художники эти были греко-египетского происхождения (греки селились в Египте со времени покорения Египта Александром Македонским, за четыреста лет до создания портретов Фаюма) . Левкас на досках был темный, художники работали, постепенно его высветляя. Поверхность портретов не гладкая, на ней отчетливо видны мазки, нанесенные кистью или мастихином.
Удивителен реализм, с которым исполнены эти изображения – неслучайно этих художников называли «zographoï» - «изображающие жизнь» . Впечатление присутствия изображенных персонажей усиливается из-за взгляда их широко открытых глаз, направленного прямо на нас.
Портреты эти изображали умерших и были предназначены для саркофагов: тонкие липовые доски, использованные в качестве основы, прикреплялись к мумии льняными лентами.
Диодор Сицилийский описывал нравы греко-римского Египта так: «Люди этой страны считают время, проведенное на Земле, совершенно незначительным, но уделяют большую важность времени, в течение которого добродетели и достоинства усопшего останутся в памяти переживших его; жилые дома они называют харчевнями, так как мы проводим в них краткий промежуток времени, а гробницы они именуют вечными жилищами, так как мертвые ведут в Гадесе бесконечное существование» .
На Фаюмских портретах все изображенные даны в анфас или в три четверти, и позы их варьируются очень немного – как на фотографиях, сделанных в фотоавтомате. Есть большие различия в качестве – некоторые были выполнены замечательными художниками, другие – неумелыми провинциальными ремесленниками. Выбор у художников был минимальный: обязательная форма очень строга и не допускала отклонений. Но может быть, именно из-за этого от лучших из этих портретов исходит феноменальная живописная энергия.
ссылка
Фаюмские портреты — созданные в технике энкаустики погребальные портреты в Римском Египте I—III веков н. э. Своё название получили по месту первой крупной находки в Фаюмском оазисе в 1887 году британской экспедицией во главе с Флиндерсом Питри. Являются элементом видоизмененной под греко-римским влиянием местной погребальной традиции: портрет заменяет традиционную погребальную маску на мумии. Находятся в коллекции многих музеев мира, в том числе Британского музея, Лувра и в Музее Метрополитен в Нью-Йорке.
ФАЙЮМСКИЕ ПОРТРЕТЫ — египетские заупокойные портреты 1 — 4 вв. , выполненные на доске или холсте энкаустикой (восковой живописью) , в технике энкаустической темперы или чистой темперой. Исторически связаны с эпохой римского правления в Египте. Названы по месту первой крупной находки в 1887 г. в оазисе Файюм в Ливийской пустыне, близ Нила. Первоначально, в соответствии с римскими обычаями, портреты писались с натуры, при жизни портретируемых помещались на стены жилищ, а после их смерти вставлялись в бинты мумий. Позднее (3—4 вв. ) Ф. п. стали применять наряду с характерными для Египта погребальными скульптурными масками. Памятникам, стилистически связанным с древнеегипетской традицией, присущи фронтальность, декоративность, широкая контурная обводка лица, графическая стилизация черт, преувеличенно большие глаза. Другая группа Ф. п. отличается использованием греко-римских изобразительных приемов (светотеневая моделировка, трехчетвертной поворот головы) , подчеркнутой индивидуальностью и жизненностью образов. В России прекрасная коллекция Ф. п. хранится в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве.