Автор Алла Попова задал вопрос в разделе Живопись, Графика
Особенности живописи Феофана Грека, Андрея Рублева: преемственность и новаторство. Живопись Киевсой Руси: иконописный канон и получил лучший ответ
Ответ от Stolz[гуру]
Среди фрагментов росписи храма на Ильине улице в Новгороде сохранилось изображение ветхозаветной Троицы. Этот образ во многом определяет для нас манеру и даже мироощущение Феофана Грека. Особенно рельефно своеобразие стиля Феофана видно в сравнении с Троицей Андрея Рублева, созданной спустя всего 20–30 лет. При всей условности этого сравнения (Троица Феофана — фреска, Троица Рублева — икона, одна написана византийским мастером, другая — русским, хотя, возможно, и бывавшим в Византии) оно дает нам возможность приблизиться к двум фигурам, определившим развитие древнерусского искусства.
Феофан Грек расписал Спасский собор летом 1378 г. Напомним, что он попал в Новгород не просто сложившимся, но и очень известным, много повидавшим мастером. Дату его рождения традиционно относят к первой половине XIV в. А значит, создание знаменитых мозаик и фресок монастыря Хора в Константинополе, Мистре и Салониках приходится на время его становления как художника. Перед тем как приехать в Новгород, Феофан некоторое время провел в Кафе (нынешней Феодосии) , одной из самых крупных генуэзских колоний на северном побережье Черного моря. Там он расписал небольшую церковь и по неизвестным нам причинам оставил Кафу ради Новгорода. Произведений Феофана в центральной Византии не сохранилось, а фрески в Феодосии находятся в плачевном состоянии. Поэтому новгородские росписи можно считать единственным дошедшим до нас произведением монументальной живописи знаменитого мастера.
Ко времени приезда Феофана в Новгороде были уже хорошо знакомы с византийским искусством. Здесь Феофан Грек оказался в очень своеобразной художественной среде, где смешались высокоученое греческое искусство (например, некоторые росписи Софийского собора) и несколько наивная, но убедительная и страстная местная традиция (фрески церкви Спаса на Нередице) .
О том, каков был цельный замысел ансамбля росписей самого Феофана, мы можем судить лишь по двум сохранившимся фрагментам — фрескам купола и Троицкого придела. Этот интересующий нас придел очень невелик, узок и располагается на втором этаже храма. Поэтому там поместились только две многофигурные композиции — ветхозаветная Троица и Богоматерь Знамения. А небольшие вытянутые простенки заняты фигурами столпников и праведников, которые обращены лицом к двум названным образам. Тем самым в интерпретации Феофана Троица приобретает оттенок видения, представшего перед подвижниками.
Икона Андрея Рублева была частью иконостаса. В науке существуют разные мнения о том, для какого храма она была создана и какое место в иконостасе занимала. Она могла находиться в алтаре, служить храмовой иконой местного ряда, а могла быть центральной иконой деисусного чина. Но как бы то ни было, образы пророков и праведников вряд ли непосредственно соседствовали с персонажами рублевской Троицы, тем самым в иконостасе Рублева этот сюжет не мог восприниматься в таком учительско-назидателльном контексте, как у Феофана.
Композиция образа в церкви Спаса на Ильине строится исходя из формы стенного проема. Троица занимает половину полукруглого участка стены, резко закругляющаяся линия левой части композиции определена аркой свода, а правая часть составлена из высящихся друг над другом тел, которые образуют дугу, зеркально повторяющую линию левой арки. В полукружье стены вписано полукружье живописной композиции, в итоге получается форма, напоминающая ячейку трифория в готическом храме, где одна большая арка делится на две малые.
Источник:
Самые известные русские иконописцы 14 - 18 веков? Какие их работы сохранились и где?
В Московской живописи первой половины 14 века несомненно существовали, как и в позднее время
подробнее...
Культура Руси XIV века. Можете кратко распитать культуру Руси в 14 веке? Очень надо. Заранее благодарю.
КУЛЬТУРА РУСИ XIV–XV вв
Монголо-татарское нашествие нанесло русской культуре
подробнее...
Скажите, обязательно ли икону покупать в церковной лавке? Или можно самостоятельно нарисовать?
так же Не действительны... .
подробнее...
Какой Собор расписывали Феофан грек, Андрей Рублев и Прохор с Городца в 1405 г.?
Первое упоминание об Андрее Рублеве относится как раз к 1405году. : по свидетельству летописи он
подробнее...
Помогите написать сообщение о Андрее Рублёве чтоб было кратко и интересно ( Позяя)
подобный Андрей Рублев — великий древнерусский иконописец, мастер московской школы иконописи,
подробнее...
Нужен доклад по Истории 6 класс. Помогите!!! " Архитектура и живопись России 14-16 век. "
ЖИВОПИСЬ РУСИ
Несмотря на некоторый упадок в развитии страны русская живопись к 14 - 15
подробнее...
Кто расписывал Благовещенский собор Московского Кремля в 1405 году?
В 1405 году в Москву были приглашены мастера Андрей Рублев, Феофан Грек и Прохор из Городца. Им
подробнее...
Благовещенский собор в Москве построили?
Из истории Благовещенского собора Московского Кремля
Первый, деревянный Благовещенский
подробнее...
каковы особенности развития русской культуры в XIV-XVI веках?
С начала 14 в. наметился новый подъем КУЛЬТУРЫ в русских землях, который продолжался в течение
подробнее...
Какие самые известные шедевры иконописи были созданы в XIV- XV веках?
русская иконопись достигает к XIV—XV векам, выдающимися мастерами этого периода являются Феофан
подробнее...
Назовите особенности развития русской культуры в XIV – XVI вв
Татаро-монгольское нашествие нанесло страшный удар развитию русской культуры. Это сказалось в том,
подробнее...
Пожалуйста помогите написать сочинение "Мой первый поход в музей,поход и т.д.) д.)
Первый раз в музее истории
Вчера наш класс ездил в музей истории. Здание музея большое,
подробнее...
Кто вместе с Андреем Рублёвым создавал иконостас Благовещенского собора Московского Кремля?
вместе с Феофаном Греком и старцем Прохором с
подробнее...
Где похоронен Андрей Рублев?
Биографические сведения о Рублёве крайне скудны: скорее всего, родился он в Московском княжестве
подробнее...