формы нательных крестов и их значение



Автор Друг №1 задал вопрос в разделе Другое

Где и когда впервые начали носить нательные Крестики? и получил лучший ответ

Ответ от И-И[гуру]
В христианстве крест всегда был и останется символом победы над смертью, напоминанием о любви Бога к людям, а крестное знамение выражает готовность взять свой крест и последовать за Христом (см. Мф 10, 38)
В языческих культурах Европы крест давно был известен как оберег, солярный символ и широко употреблялся в орнаментике, ювелирке, резьбе и пр. С принятием христианства старому символу была дана новая трактовка и он органично вошел в обиход.
Изображение креста Церковь использовала, по крайней мере, со II века, но нательные крестики вошли в употребление не сразу. Христиане первых веков иногда носили изображения креста на одежде, чтобы узнавать друг друга при встрече, но чаще использовались символы, которые были понятны только собратьям по вере, так как христианство было преследуемой религией и открытое ношение христианской символики было опасным. В качестве тайных знаков употреблялись, например, изображения рыбы и якоря. Рыба была символом Христа, потому что в греческое слово «ИХТУС» (рыба) складывались первые буквы написанной по-гречески фразы «Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель» . Якорь же был древним символом верности, к тому же он похож очертаниями на крест.
По вероятному предположению, обычай носить нательные крестики возник после того, как в 20-х годах IV столетия святая царица Елена, мать императора Константина, организовала экспедицию в Иерусалим для поиска подлинного Креста, на котором был распят Христос. Св. Константин был человеком, который сперва отменил гонения на Церковь, а затем сделал христианство фактически государственной религией Империи. Примерно в это время и были предприняты поиски Креста Господня. Поиски эти увенчались успехом, и многочисленные частицы древа Креста разошлись по рукам христиан, которые обрамляли их окладами в форме креста и носили на себе в качестве святыни. Постепенно нательные кресты приобрели самостоятельное значение, а обычай их ношения стал повсеместным.
Изображение распятого Иисуса (распятие) появилось на нательных крестах еще позже, в Средние века. Неудивительно, что на христианских Востоке и Западе, к тому времени уже в большой степени культурно обособленных друг от друга, сложились разные традиции изображения распятия.
Самых характерных различий «православного» распятия от «католического» два.
Во-первых, в восточной традиции тело Иисуса изображается пригвожденным ко кресту четырьмя гвоздями: они вбиты по одному в каждую руку и ногу, а в западной – скрещенные ноги Спасителя пригвождены одним гвоздем, так что всего гвоздей оказывается три (этот вариант изображения появился на Западе во второй половине XIII века, до этого и латиняне изображали распятия с четырьмя гвоздями) .
Во-вторых, в латинской традиции всегда больше, чем в греческой, подчеркивались телесные страдания Христа, греческая же традиция ориентирована на изображение духовного смысла того или иного события. Это сказалось и на изображениях распятия. Положение тела Иисуса на кресте в западном варианте более реалистично: голова Спасителя опущена, тело провисает на кресте.
Изображения распятия могут быть разными.
Нательный крест – это знак нашей принадлежности к Церкви, и является не образом, а символом.

Ответ от Aleksandr Karnaukh[гуру]
Изображение креста жертвенника, на котором Спаситель мира искупил род человеческий от вечной смерти, был предметом величайшего почитания уже у первого поколения учеников Иисуса Христа. «А я не желаю хвалиться, — писал св. апостол Павел, — разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6:14). Тертуллиан (ум. в первой пол. III в. ) в «Апологии» свидетельствует, что поклонение кресту существовало с первых времен христианства. Последователи Христа желали иметь при себе образ креста. Иногда они делали изображение его на теле (чаще всего на груди как вместилище сердца) . Крест находился под одеждами не только из-за гонений, но также из благоговейного желания избежать осмеяния святыни язычниками. Однако были христиане, которых исповедническая настроенность и стремление идти путем Христовых страданий побуждала делать изображение креста на челе. Об этом пишет Понтий, жизнеописатель священномученника Киприана Карфагенского (ум. 258 г.) . От III в. сохранился сосуд, на котором изображено человеческое лицо с крестом на челе. Из деяний 7-го Вселенского собора (акт 4) мы знаем, что святые мученики Орест (пострадал ок. 304 г. ) и Прокопий (умучен в 303 г. ) носили на груди крест. Постепенно вошло в обычай изготовление нательных крестов из твердого дерева и стойкого металла.
Мы должны носить крест обязательно, чтобы не отступать от древнейшей христианской традиции. Когда над человеком совершается таинство крещения, рука священника одевает крест, и мирская неосвященная рука не дерзает его снимать. Крест сопутствует нам всю жизнь. Мы можем лишь при необходимости заменить его.
Крест на груди поверх одежды с древних времен назывался энколпион (наперсник; от греч. kolpos — недро, сердце ). Он представлял собой крест ковчежец с частицами святых мощей. На нем была начертана монограмма Иисуса Христа. Два таких креста (не позже IV в. ) были найдены в 1571 г. при раскопках могил в Ватикане. Позднее крест поверх одежды стал принадлежностью епископского сана. Древнейшее изображение такого креста были найдено в 1862 г. в развалинах базилики св. Лаврентия в Риме на груди скелета (вероятно епископа) .
В России император Павел ввел наперсный крест как отличительный признак священнического сана.
Во время Таинства крещения на каждого новокрещеного на Руси надевался крест. Нательный, или тельный, крест постоянно носили на себе, с ним и хоронили. В первые века принятия Русью христианства кресты носили не на теле, а поверх одежды «как ясные показатели христианского крещения» . Наиболее почитаемые нательные кресты с вложенными в них мощами и святынями передавались в роду по наследству.
Известны кресты — исторические реликвии, принадлежавшие преподобному Сергию Радонежскому, преподобному Евфимию Суздальскому, протопопу Аввакуму, и другие. Известны чудотворные кресты — меднолитой крест-энколпион (от греч. - «на груди» ) XII века с изображением Купятицкой иконы Богоматери и другие.
Русские люди на крестах клялись в верности, а обмениваясь нательными крестами, становились крестовыми побратимами. При постройке церквей, домов, мостов крест закладывали в основание. Существовал обычай из разбившегося церковного колокола отливать множество крестиков, которые пользовались особым почитанием.
Наиболее древние тельные кресты, Х-ХП веков, найденные на территории Херсонеса, Киева и других древнерусских городов, были четырехконечные с равными концами. Они изготовлялись из различных пород камня и дерева, из стекла, янтаря и кости.
».

Ответ от Andreus-ПАПА-Ndrey[гуру]
"Уже давно есть обычай надевать вместе с крещальной рубашкой на шею новокрещеного нательный крест. Но не следует думать, что так было всегда. Это обычай не самый древний. В глубокой древности крест не надевали, и кресты христиане не носили. Поэтому неправы те священники и те верующие, которые с особенным пристрастием допрашивают: " Есть ли у тебя крест на груди? " А если ты крест потерял, то все пропало, уже полная беда. И есть такие даже, которые без креста не допускают к Причастию, есть люди, которые полагают в этом внешнем самое главное. Так делать не следует. Конечно, ношение креста на груди-это очень хороший обычай, который уже вошел в практику Церкви, и не нужно его отменять, и не нужно об этом спорить. Хотя надо сказать, что те кресты, которые мы носим на груди, совершенно неканоничны. Потому что на этих маленьких крестиках есть Распятие, чего быть не должно. Крест-это символ, а не образ. Распятие-это образ. Священник носит крест с Распятием, но он носит его видимым образом, так что все видят этом образ и вдохновляются на молитву, вдохновляются на определенное отношение к священнику. Священство-это образ Христов. А крест, который мы носим на груди, есть символ. На этом символе должны быть инициалы Христа: "Иисус Христос НИКА". И Распятия там быть не должно. Более того, по древнему правилу Василия Великого, которое приводится в Номоканоне: "Всякий, носящий на себе в качестве ладанки какую-нибудь икону, подвергаться должен отлучению от Причастия на 3 года". Дело в том. что древние свв. отцы удивительно строго следили за правильным отношением к иконе, к образу, и не позволяли икону или образ воспринимать как ладанку. У нас же сейчас эти маленькие образки восприни маются именно как ладанка, тто есть как некий талисман. Зачем носить под рубашкой образ? Его же никто не видит. Образ дается для того, чтобы на него молиться, а не охраняться им. Охранение с помощью образа-это магическое отношение, которое для Православия недопустимо... " ( Из лекций ректора Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета прот. Владимира Воробьева по Литургическому Преданию) . Действительно, в Греческой Церкви до сих пор нет обычая носить нательные кресты. На Руси же этот обычай появился именно с Крещением, а точнее, во время крещения новгородцев "огнем и мечом". Печально известные Добрыня и Путята надевали маленькие крестики на шеи тех, кого они уже окрестили, чтобы не спутать с некрещеными.

Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: Где и когда впервые начали носить нательные Крестики?
Крест на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Крест
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*