Автор Аnna Аstri задал вопрос в разделе Вокруг света
Откуда персонаж? Кто такой? Есть прообраз? и получил лучший ответ
Ответ от Ирина[гуру]
Одесса. Скульптура "Сашка-музыкант" во дворике Литературного музея.
Один из любимых литературных персонажей Одессы - легендарный скрипач "Гамбринуса". Впрочем, Сашка-музыкант не только художественная, но и вполне реальная фигура.
В начале прошлого века Александр Певзнер и его аккомпаниатор-пианист Михаил Хомицер в самом деле забавляли своим искусством посетителей одноименного бирхолла, то есть пивного зала, немецких предпринимателей Гоппенфельдов, помещавшегося в цокольном этаже одного из домов по Преображенской улице, между Городским садом и Дерибасовской. Завсегдатаем "Гамбринуса" был и Александр Куприн, обессмертивший Сашку-музыканта в рассказе "Гамбринус".
Автор изысканной скульптурной композиции, открытой 1 апреля 2001 года, - Александр Князик.
Давно поросла бы травой забвения память о "короле "Гамбринуса" и его волшебной скрипке, не напиши о нем когда-то Александр Иванович Куприн.
Куприн подружился с Сашкой, бывал у него дома на Садиковской улице, что принадлежит легендарной Молдаванке, беседовал, узнал, что тот родом из местечка в Могилевской губернии, рано потерял мать, а когда отец, бедный тачечник, привел в дом мачеху — подался куда глаза глядели, кормился игрой на скрипке, попал в Одессу, женился на красавице-вдове с сыном, играет теперь в "Гамбринусе", жизнью доволен, деньжатами не обижен и клиентами обласкан.
В Театральном, ныне Чайковского, переулке жил тогда ювелир Мойше (Михаил) Хомицер, который вечерами аккомпанировал Сашке на пианино. Перед вечерней игрой Саша иногда захаживал к аккомпаниатору, а однажды пришел с Куприным. Хомицер, видимо, догадывался, чем может обернуться дружба писателя с Сашкой, и попросил Куприна "в случае чего" не упоминать его имени, поскольку дети учатся музыке и ему вовсе не хочется, чтобы потом прознали, где играл их отец. Куприн уважил просьбу, и в рассказе лишь проходным персонажем появляется "аккомпаниатор, покончивший какое-нибудь сторонне дневное занятие у портного или часовщика", что никоим образом не сказалось потом на карьере его внука Михаила, талантливого виолончелиста.
Рассказ "Гамбринус" был напечатан в февральском номере журнала "Современный мир" за 1907 год. А два месяца спустя Куприн приехал в давно полюбившуюся ему Одессу, прибыл в "Гамбринус", публично расцеловал Сашку, одарил массивным серебряным портсигаром, поднес журнал с трогательной надписью, просидел в дыму и музыке целый вечер и ушел вместе с ним. На улице Сашка по своему обыкновению приобрел у торговки связку бубликов, надел на шею и угощал встречных бродяг, подгулявших студентов и ночных красавиц с Дерибасовской, будто только что сошедших со страниц повести Юшкевича.. .
А потом рассказ Куприна обрел собственную судьбу, удостоился одобрения самого Льва Николаевича Толстого, был переведен на другие языки и прочитан в других странах. Сашка же, как писал Куприн, "неизменно каждый вечер к шести часам уже сидел на своей эстраде со скрипкой в руках". Но в 1914 году, когда "Гамбринус" и вместе с ним Сашка не без влияния купринского рассказа превратился в своего рода достопримечательность Одессы, его с давнего времени завсегдатаи постепенно перекочевали в подвальчик "Тирольский грот" на Греческой улице, и вслед за ними ушел Сашка, так и не привыкший к такой громкой славе.
Источник:
Одесса Памятник Яшке-музыканту)) )
1 апреля. Одесса. Открытие памятника Сашке-музыканту из «Гамбринуса» и что из этого вышло.
На истории Сашки-музыканта, героя рассказа А. И. Куприна, оттоптались ленивейшие из ленивых. И те, в ком, по словам автора «Одесских рассказов» , еще квартирует совесть, не считают возможным в последние годы писать о «Гамбринусе» и его ведущем персонаже — слишком много о нем сказано и написано. Короче, об этом знают все. Тем более, одесситы.
Еще тридцать лет назад Александр Юлиевич Розенбойм раскопал всю подноготную прототипа Сашки-музыканта — Александра Яковлевича Певзнера. Заинтригованный рассказом о похоронах Сашки-музыканта в повести «Время больших ожиданий» К. Г. Паустовского, Розенбойм пошел по уже остывающим следам истории жизни одесского скрипача. Александр Юлиевич установил его настоящее имя (Паустовский приводит его неверно — Арон Моисеевич Гольдштейн) , и точную дату смерти. Он нашел место, где Певзнер жил, людей, с которыми тот дружил, разыскал родственников и даже фотографию Певзнера, украшающую ныне экспозицию Одесского литературного музея.
История прототипа Сашки-музыканта неоднократно упоминалась в одесской периодике. Что же до фигуры самого литературного героя, то, кажется, нет ни одного одессита, который бы не мог повторить слов, сказанных во «Времени больших ожиданий» о куприновском рассказе: «Я плакал над ним.. . Это шедевр любви к людям, жемчужина среди житейского мусора» .
Рассказ «Гамбринус» , написанный в 1906 году, по следам одесского погрома, был в то время вызовом официальной политике и выражением мнения прогрессивной и толерантной части общества. Это же значение рассказ сохранил и в советские времена. Еще бы — главный герой, еврей, музыкант, заявляет: «Никаких гимнов» , да еще и ломает свою скрипку о голову выкреста-погромщика. Крылатым стал вопрос Сашки погромщику: «Православный? А за сколько?» , применимый сегодня не только по конфессиональному, но и по партийному признаку.
Сашка - фигурка скрипача, сидящего на бочке (мы, естественно, помним, что звучное слово «Гамбринус» — имя легендарного пивного короля, а заодно — название одесской пивной, где происходит действие рассказа) . Сияющую лысую голову играющего на скрипке венчает корона. Может быть, она напомнит кому-то о королях музыки, порожденных Одессой, от Давида Ойстраха до Эмиля Гилельса, и от Давида Новаковского до Оскара Фельцмана. а музыку, которую вызванивают одесские куранты, с музыкантом, игравшим в «Гамбринусе» .
Теперь же ситуация стала еще криминальней — мало того, что первый памятник «сада скульптур» — всемирно известный герой одесских анекдотов Рабинович, так нынче выходит, что и все остальные должны плясать под еврейскую скрипку! А ведь верно, евреев во дворе музея (не считая тех, кто там еще и прогуливается) хватает. Это шуточные памятники Бабелю и Жванецкому, Бендеру и Паниковскому. Но нету там одного, открытие которого было заявлено в программе «Юморины» . Нету там Яшки-музыканта! Хоть с фонарем весь двор обойди, нет такого памятника!
Между тем, глава штаба Юморины Даниил Шац, а вслед за ним и вся команда организаторов Юморины называли мероприятие, с которого должен был начаться первоапрельский праздник «торжественным открытием памятника Яшке-музыканту» . И звучали эти слова с экранов телевизоров, со страниц газет и юморинных программок. Оказывается, предположение, что все одесситы, если и не знают наизусть знаменитый рассказ Куприна, то хотя бы помнят имя его героя, — ошибочно! Сашка-музыкант, Яшка-музыкант — какая разница! Особенно для прожженных одесситов, составивших штаб Юморины. А может, они думали, что они шутят? А может, музыка навеяла? Есть же в оперетте «Белая акация» персонаж — Яшка-буксир. Вот юморинисты и спутали Сашку и Яшкуа, а музыку, которую вызванивают одесские куранты, с музыкантом, игравшим в «Гамбринусе».
«Сашка-музыкант»
Еще один любимый литературный персонаж Одессы - легендарный скрипач "Гамбринуса". Впрочем, Сашка-музыкант не только художественная, но и вполне реальная фигура.
В начале прошлого века Александр Певзнер и его аккомпаниатор-пианист Михаил Хомицер в самом деле забавляли своим искусством посетителей одноименного бирхолла, то есть пивного зала, немецких предпринимателей Гоппенфельдов, помещавшегося в цокольном этаже одного из домов по Преображенской улице, между Городским садом и Дерибасовской. Завсегдатаем "Гамбринуса" был и Александр Куприн, обессмертивший Сашку-музыканта.
Автор изысканной скульптурной композиции, открытой 1 апреля 2001 года, - Александр Князик.