Автор Никита Лукашевич задал вопрос в разделе Литература
выразительные средства в стихотворение гамлет Прошу помогите и получил лучший ответ
Ответ от GS[гуру]
Стихотворение «Гамлет» было написано в 1946 году. Оно входит в состав последней, семнадцатой части романа «Доктор Живаго» — «Стихотворения Юрия Живаго».
«Гамлет» — многоаспектное стихотворение. Оно о герое Шекспира, принце Датском, который поднялся на борьбу со всем мировым злом и погиб в этой безнадежной борьбе; о гениальном актере, играющем роль Гамлета в театре, глубоко эту роль постигшем; об Иисусе Христе, пришедшем на землю, чтобы пройти путь страданий и своими страданиями искупить все грехи человечества; о герое романа Юрия Живаго; наконец, об авторе романа Борисе Пастернаке.
Гамлет имел прямое отношение к театру и даже выступал в роли режиссера трагедии «Убийство Гонзаго», представленной труппой бродячих актеров. Так что пребывание на сценических подмостках для него естественно:
Гул затих. Я вышел на подмостки.
В буквальном, прямом понимании — это слова актера, который вышел на сцену. Метафорически эти слова очень естественно могут быть приписаны Гамлету, который говорил, что жизнь — это театр и люди в нем — актеры. Во второй строфе образ героя еще больше усложняется, поскольку Пастернак вводит ассоциацию с евангельской историей о молении о чаше:
Если только можно, Авва Отче,
Чашу эту мимо пронеси.
Эти стихи близко передают молитву Христа в Гефсиманском саду: «Авва Отче! Все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо меня» (Авва Отче — обращение к Богу-Отцу). Таким образом, герой стихотворения ассоциируется с Иисусом Христом.
Я люблю Твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.
В этой строфе переданы не только колебания Христа, описанные в Евангелии, но Гамлета, и Юрия Живаго, и самого Пастернака. В следующей, заключительной строфе пастернаковский герой принимает все испытания судьбы, какими бы они ни были:
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить — не поле перейти.
Фарисеи отвергали учение Христа, обличение их лицемерия и ханжества многократно звучит в речах Христа, переданных Евангелием. Фарисейским — лживым, лицемерным — был двор короля Клавдия в Эльсиноре. Лицемерие и ханжество своего времени не раз обличал Пастернак, в том числе в «Докторе Живаго».
В последней строке евангельские образы, высокий библейский слог соединяются с народной пословицей, содержащей простую, но очень глубокую мысль. Такая концовка придает естественность, достоверность всему стихотворению.
В стихотворении присутствуют тропы (сложные метафоры: «все тонет в фарисействе», «На меня наставлен сумрак ночи /Тысячью биноклей на оси»), фигуры повтора (анафоры: «И… И… И…», «Но… Но…» в 3 и 4-й строфах, «Я… Я… Я…» во 2,3,4-х строфах), в финале использована пословица («Жизнь прожить — не поле перейти»).
Оно написано 5-стопным хореем, что дает представление о присутствии метрической цитаты, поскольку в русской поэзии, первым стихотворением, написанным этим размером, было «Выхожу один я на дорогу» М. Ю. Лермонтова с характерным для него «статическим мотивом жизни, противопоставленным динамическому мотиву пути, с характерным глаголом движения в первой строке» (К. Ф. Тарановский).
Источник: