Герберт аврилакский чернокнижник
Автор A-stra задал вопрос в разделе Литература
Чьи рукописи собирался разбирать в Москве Воланд Булгакова? Что известно об авторе этих рукописей? и получил лучший ответ
Ответ от Madeleine[гуру]
Представляясь Берлиозу и Бездомному «специалистом по черной магии» , Воланд объясняет, что в государственной библиотеке обнаружены подлинные рукописи чернокнижника Герберта Аврилакского, десятого века, и он — единственный в мире специалист — приехал их разобрать.
Воланд немного лукавит: Герберт вряд ли был «чернокнижником» , хотя такая репутация сопутствовала ему и при жизни, и особенно после смерти; зато он точно был Папой римским под именем Сильвестра II, о чем, конечно, князь тьмы благоразумно умалчивает.
Герберт родился в самой середине X века (точная дата неизвестна) где-то в центральной Франции, и в раннем подростковом возрасте поступил на служение в строгий бенедиктинский монастырь в местечке Орильяк. Юноша проявлял то ли рвение к наукам, то ли строптивый нрав — во всяком случае, когда в монастырь заехал барселонский граф Боррелл, аббат попросил, чтобы он взял юношу с собой для дальнейшего обучения.
Герберт родился в самой середине X века (точная дата неизвестна) где-то в центральной Франции, и в раннем подростковом возрасте поступил на служение в строгий бенедиктинский монастырь в местечке Орильяк. Юноша проявлял то ли рвение к наукам, то ли строптивый нрав — во всяком случае, когда в монастырь заехал барселонский граф Боррелл, аббат попросил, чтобы он взял юношу с собой для дальнейшего обучения.
Каталония тех времен была последним форпостом христианского мира на Западе Европы — дальше начинался халифат, арабская Андалусия. Герберт воспользовался преимуществами такого положения в полной мере. Арабский мир тогда был несравненно более просвещенным и утонченным, чем европейский: если самое крупное европейское книжное собрание едва ли насчитывало тысячу книг, в Кордове, столице халифата, библиотека могла похвастаться почти полумиллионом рукописей. Герберт изучил — хотя и из вторых рук — арабские достижения в области астрономии и математики; в частности, он усвоил арабско-индийские цифры, и впоследствии поражал современников вычислениями в уме. Если вы попробуете в уме производить арифметические действия с римскими цифрами, то поймете, почему фокусы Герберта казались чудом и магией.
В Испании Герберт познакомился с абаком — прообразом счетов, первой вычислительной машиной в мире — и впоследствии написал об этом инструменте трактат. Он писал также о сложных астрономических инструментах, включая астролябию; о геометрии — пытаясь заполнить пробелы, вызванные плохим знакомством тогдашних европейцев с трудами Евклида; о музыке — судя по всему, он сконструировал «монохорд» , инструмент с одной струной в пифагорейском духе, и по нему изучал соотношения длины струн и высоты звуков, то есть закладывал основы акустики; ему приписывается также создание первого гидравлического органа, в котором нагнетание воздуха в трубы совершалось при помощи механизма, а не выбивающегося из сил церковного служки
"... -А у вас какая специальность? - Осведомился Берлиоз.
- Я - специалист по черной магии.
"На тебе! "- Стукнуло в голове у Михаила Александровича.
- И.. . И вас по этой специальности пригласили к нам? - За-
икнувшись спросил он.
- Да, по этой пригласили, - подтвердил профессор и по-
яснил: - тут в государственной библиотеке обнаружены подлинные
рукописи чернокнижника Герберта Аврилакского, десятого века,
так вот требуется, чтобы я их разобрал. Я единственный в мире
специалист.
- А-а! Вы историк? - С большим облегчением и уважением спро-
сил Берлиоз.
- Я - историк, - подтвердил ученый и добавил ни к селу ни к
городу: - сегодня вечером на патриарших прудах будет интересная
история!... "
Герберт Аврилакский
- впоследствии папа Сильвестр II (999-1003); род. в конце 40-х гг. Х столетия в Оверни, происходил из очень бедной семьи и еще ребенком отдан был в монастырь св. Геральда в Аврилак, где в монастырской школе, пользовавшейся довольно широкой известностью, получил первое образование. Жажда знания побудила молодого монаха предпринять путешествие по северной Франции: он навестил знаменитые монастырские школы в Реймсе и Флёри; в 967 г. отправился в Испанию, где ознакомился с арабской образованностью и даже, как передает средневековая легенда, учился в Кордовском и Севильском университетах арабскому чернокнижному искусству. В 970 г. Г. ездил с поручением в Рим. От внимания папы не ускользнула необычайная ученость молодого монаха; он указал на него императору Оттону I, который принял Г. в свою свиту и поручил ему образование 16-летнего сына своего Оттона. Но Г. недолго оставался в Равенне, где проживал двор: в 972 году он отправился в Реймс, чтобы завершить там собственное образование. 10 лет провел Г. в Реймсе в звании схоластика местной школы и успел приобрести доверие реймского архиепископа Адальберона. В 982 г. Оттон II назначил Г. аббатом Боббио, но ученый монах не сумел ужиться с итальянцами и после смерти Оттона увидел себя вынужденным покинуть аббатство и вернуться в Реймс. Вместе со своим покровителем Адальбероном Г. присутствовал на собрании в Санли, где состоялось избрание во французские короли Гуго Капета. Политические симпатии Г. , как и Адальберона, были всецело на стороне восстановленной Оттонами империи. Национальному обособлению государств, к середине Х в. уже достаточно ярко обнаружившемуся, он не придавал никакого значения; его мечтой было возрождение древней Римской империи, в состав которой должны войти все государства, принадлежавшие к монархии Карла Великого. Избрание Гуго должно было сломить могущество французских Каролингов, не признававших новой империи Оттонов, и подготовить путь к окончательному торжеству последней. Ввиду этого Г. особенно хлопотал об установлении хороших отношений между вновь избранным королем и Оттонами. Он неоднократно ездил из Реймса ко двору последних и добился по крайней мере того, что Германия не поддержала Каролингов в их борьбе с Капетингами. Каролингская партия потерпела совершенное поражение. Над взятым в плен ее вождем, архиепископом Арнульфом, был наряжен суд, который низложил его и передал его кафедру Герберту. Папа не мог допустить такого самоуправства: он объявил епископов, участвовавших в низложении Арнульфа, отлученными от церкви, а Г. приказал оставить самовольно занятую кафедру. Тщетно Гуго посылал звать папу во Францию, думая уладить дело личным свиданием: папа остался непреклонным, но по ходатайству Оттона III в следующем же 998 году получил архиепископскую кафедру в Равенне. Реймский спор замечателен особенно тем, что знакомит нас с отношением Г. , которому впоследствии суждено было самому носить папскую тиару, к власти римского первосвященника. В сочинении "Реймский собор", написанном в 994 г. по поводу низложения Арнульфа, есть немало мест в духе галликанизма. ..
и дальше по ссылке...