Автор Настя задал вопрос в разделе ВУЗы, Колледжи
где найти инф. об изобилующих и недостаточных глаголах??? 10б. и получил лучший ответ
Ответ от Наталья[гуру]
1. Глаголы с одинаковым соотношением основы инфинитива–прошедшего времени и основы настоящего или будущего простого времени объединяются в морфологические классы (словоизменительные типы) . Все классы делятся на продуктивные и непродуктивные . К продуктивным классам относятся глаголы, имеющие такое соотношение основ, по образцу которых создаются новые глаголы.
В числе глаголов непродуктивных классов выделяют изобилующие глаголы, имеющие параллельные основы настоящего времени с чередованием конечных согласных основы и без чередования; первые из них чаще используются в разговорной речи и просторечии, вторые – в литературном языке: алкать – алчут и алкают, брызгать – брызжут и брызгают, внимать – внемлют и внимают, глодать – гложут и глодают, двигать – движут и двигают, капать – каплют и капают, клепать – клеплют и клепают, кликать – кличут и кликают, колыхать – колышут и колыхают, кудахтать – кудахчут и кудахтают, махать – машут и махают, метать – метают и мечут, мурлыкать – мурлычут и мурлыкают, плескать – плещут и плескают, полоскать – полощут и полоскают, рыскать – рыщут и рыскают, страдать – сраждут и страдают, тыкать – тычут и тыкают, хныкать – хнычут и хныкают, щипать – щиплют и щипают. Некоторые формы изобилующих глаголов отличаются по семантике; например, глагол двигает имеет следующие значения: передвигает, перемещает, толкая или таща что-л. ( двигает книгу по столу ); шевелит ( двигает ушами ); заставляет идти вперед ( полководец двинул войска ); содействует развитию чего-л. ( двигают науку вперед ). Глагол движет имеет значения: приводит в действие, движение ( механизм движет пружина ); руководит ( им движет честолюбие ).
2. Ряд глаголов современного русского языка не образует формы 1-го и 2-го лица в силу разных причин. Такие глаголы называются недостаточными . Не образуют форм 1-го лица ед. ч. наст. и буд. прост. времени глаголы бдеть, зиждиться, очутиться, ощутить, победить, сквозить, убедить, чудить, сопеть и др. Теоретически образование многих форм возможно, но практически они не используются по причинам трудного произношения, неблагозвучности. Если возникает необходимость в употреблении данной формы, прибегают к описательному способу выражения, включающему вспомогательный глагол хочу, могу, надеюсь и под. , и недостаточный глагол в неопределенной форме: смогу убедить, попытаюсь ощутить. Лакуны в парадигмах некоторых других глаголов возникают по семантическим причинам. Это касается ряда безличных глаголов, называющих процессы, происходящие в природе: брезжить, рассветать, стемнеть и под. ; отдельных глаголов, называющих процессы, относящиеся к животным, реже – к предметам: жеребиться, котиться, щениться, ржаветь, зеленеть и т. д.
Почитайте еще здесь -
Это "Справочник по правописанию и литературной правке. " Розенталь Д. Э.