Автор Ленчик задал вопрос в разделе Литература
Как перекликаются "Божественной комедии Данте и замысел "Мертвых душ" Н. В. Гоголя? и получил лучший ответ
Ответ от Наталья[гуру]
Гоголь замышляет свою поэму «Мертвые души» как подобную Данте, но современную эпопею о восхождении человека к добру. Идея пути человека, его совершенствования в дороге от зла к благородству Гоголю оказалась наиболее близка. «Ад» , «Чистилище» и «Рай» должны были стать прообразами трех книг поэмы Гоголя. Композиция первого тома «Мертвых душ» обнаруживает следование Данте, так как образы героев расположены по мере нарастания греха. Расточительство в Манилове, предстающее как невинная рассеянность, в Ноздреве приобретает угрожающий характер. Хозяйственность Коробочки развивается в прижимистость Собакевича, а затем оба начала сливаются, получив катастрофическое развитие в Плюшкине.
В седьмой песне «Ада» скупцы и расточители, наделенные противоположным отношением к богатству, упорно сталкиваются на поединках и проклинают друг друга. Вместе с тем Данте эти противоположные качества как бы уравнивает, указывая на общность греха и помещая расточителей и накопителей в один круг. Впоследствии Гоголь в «Мертвых душах» прояснит диалектику противостояния и слияния расточителей и накопителей, контрастно изображая Манилова и Коробочку, Ноздрева и Собакевича и уравняв эти пороки скопидомства и мотовства фигурой Плюшкина, в котором скупость, доведенная до крайних пределов, обращается в расточительство.
Данте далек от социальной мотивировки пороков, которая характерна для более поздних этапов развития искусства, однако автор «Комедии» замечает, что скупость сопровождает духовенство, порок связывает с сословием.
Творческое освоение Данте Гоголем сказалось не только в идее, в гневном пафосе «Мертвых душ» , но и в поэтике. В начале 22-й песни Данте почти патетично, как в гимне, говорит о «диковинной волынке» , сравнивая ее с возвышенными вещами: со звоном колокола, с воинскими трубами и другими зовущими к бою или походу звуками. Но высота сравнения только подчеркивает низость предмета. Патетика оборачивается иронией. Этим способом саркастической характеристики впоследствии воспользуется Гоголь. В «Мертвых душах» он прямо как будто бы не обличает те явления, о которых пишет. Напротив, писатель говорит о них часто торжественно, как бы воспевая и возвышая их. Но предметы эти так ничтожны, что возвышенный стиль их описания рождает лишь смех. Вот Гоголь описывает гостиницу, «где за два рубля в сутки проезжающие получают покойную комнату с тараканами, выглядывающими, как чернослив, из всех углов, и дверью в соседнее помещение, всегда заставленною комодом, где устраивается сосед, молчаливый и спокойный человек, но чрезвычайно любопытный, интересующийся знать о всех подробностях проезжающего» . Тараканы не какие-нибудь, они «как чернослив» . Возвышающее сравнение усиливает комическое несоответствие предмета и явления, с которым его сравнивают. Восторженность описания усиливает иронию автора, обнажает истинные контуры вещей.
Ранее встречалось
Вау! Какой вопрос! Сразу признаюсь что никогда бы не смогла бы дочитать "Божественную комедию" хотя меня она и заинтиресовала. Думаю с "Мертвыми душами" она перекликается как раз тем что эти мёртвые души и показывает, оба эти произвидения указывают на пороки человечества. Вот!
Те же три части ( у Гоголя не реалдизовались - в замысле) - ад, где собрано все самое ужасное у Данте и похождения Чичикова по Маниловым-Ноздревым-Плюшкиным-чиновникам - тот же ад, но на земле. Данте проходит через ад, чтобы придти к спасению и своими глазами увидеть, что эдет его, если он отвергнет этот путь И Чичикова автор проводит через помещиков с этой же целью. Вторая часть - чистилище с надеждой на спасение и люди, которых встречает Чичиков лучше, они способствуют его душевному подъему. В конце, видимо должен был начичествовать мир идеальных людей - этакий рай на земле
Спасибо)