гоголь и данте



Автор Ленчик задал вопрос в разделе Литература

Как перекликаются "Божественной комедии Данте и замысел "Мертвых душ" Н. В. Гоголя? и получил лучший ответ

Ответ от Наталья[гуру]
Гоголь замышляет свою поэму «Мертвые души» как подобную Данте, но современную эпопею о восхождении человека к добру. Идея пути человека, его совершенствования в дороге от зла к благородству Гоголю оказалась наиболее близка. «Ад» , «Чистилище» и «Рай» должны были стать прообразами трех книг поэмы Гоголя. Композиция первого тома «Мертвых душ» обнаруживает следование Данте, так как образы героев расположены по мере нарастания греха. Расточительство в Манилове, предстающее как невинная рассеянность, в Ноздреве приобретает угрожающий характер. Хозяйственность Коробочки развивается в прижимистость Собакевича, а затем оба начала сливаются, получив катастрофическое развитие в Плюшкине.
В седьмой песне «Ада» скупцы и расточители, наделенные противоположным отношением к богатству, упорно сталкиваются на поединках и проклинают друг друга. Вместе с тем Данте эти противоположные качества как бы уравнивает, указывая на общность греха и помещая расточителей и накопителей в один круг. Впоследствии Гоголь в «Мертвых душах» прояснит диалектику противостояния и слияния расточителей и накопителей, контрастно изображая Манилова и Коробочку, Ноздрева и Собакевича и уравняв эти пороки скопидомства и мотовства фигурой Плюшкина, в котором скупость, доведенная до крайних пределов, обращается в расточительство.
Данте далек от социальной мотивировки пороков, которая характерна для более поздних этапов развития искусства, однако автор «Комедии» замечает, что скупость сопровождает духовенство, порок связывает с сословием.
Творческое освоение Данте Гоголем сказалось не только в идее, в гневном пафосе «Мертвых душ» , но и в поэтике. В начале 22-й песни Данте почти патетично, как в гимне, говорит о «диковинной волынке» , сравнивая ее с возвышенными вещами: со звоном колокола, с воинскими трубами и другими зовущими к бою или походу звуками. Но высота сравнения только подчеркивает низость предмета. Патетика оборачивается иронией. Этим способом саркастической характеристики впоследствии воспользуется Гоголь. В «Мертвых душах» он прямо как будто бы не обличает те явления, о которых пишет. Напротив, писатель говорит о них часто торжественно, как бы воспевая и возвышая их. Но предметы эти так ничтожны, что возвышенный стиль их описания рождает лишь смех. Вот Гоголь описывает гостиницу, «где за два рубля в сутки проезжающие получают покойную комнату с тараканами, выглядывающими, как чернослив, из всех углов, и дверью в соседнее помещение, всегда заставленною комодом, где устраивается сосед, молчаливый и спокойный человек, но чрезвычайно любопытный, интересующийся знать о всех подробностях проезжающего» . Тараканы не какие-нибудь, они «как чернослив» . Возвышающее сравнение усиливает комическое несоответствие предмета и явления, с которым его сравнивают. Восторженность описания усиливает иронию автора, обнажает истинные контуры вещей.
Ранее встречалось

Ответ от Li de Mewing[новичек]
Вау! Какой вопрос! Сразу признаюсь что никогда бы не смогла бы дочитать "Божественную комедию" хотя меня она и заинтиресовала. Думаю с "Мертвыми душами" она перекликается как раз тем что эти мёртвые души и показывает, оба эти произвидения указывают на пороки человечества. Вот!

Ответ от эдуард к[гуру]
Те же три части ( у Гоголя не реалдизовались - в замысле) - ад, где собрано все самое ужасное у Данте и похождения Чичикова по Маниловым-Ноздревым-Плюшкиным-чиновникам - тот же ад, но на земле. Данте проходит через ад, чтобы придти к спасению и своими глазами увидеть, что эдет его, если он отвергнет этот путь И Чичикова автор проводит через помещиков с этой же целью. Вторая часть - чистилище с надеждой на спасение и люди, которых встречает Чичиков лучше, они способствуют его душевному подъему. В конце, видимо должен был начичествовать мир идеальных людей - этакий рай на земле

Ответ от Виктория Гусева[новичек]
Спасибо)

Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: Как перекликаются "Божественной комедии Данте и замысел "Мертвых душ" Н. В. Гоголя?
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*