Автор Лика задал вопрос в разделе Города и Страны
Что это за фигуры? Где стоят? И как оказались на этом месте? и получил лучший ответ
Ответ от Ђ@нюшка[гуру]
Половецкие каменные бабы
на горе Кремянец.. на Харьковщине.
Преобладающее большинство каменных баб хранится в Полтавском краеведческом музее. Также известно, что большая часть половецких, печенежских и скифско-сарматских статуй разных столетий (до двадцати единиц) были привезены полтавскими помещиками в свои усадьбы в Диканьку, Яреськи, Кибинцы, Большие Будища с территорий Екатеринославщины и Харьковщины. В усадьбах они украшали парки и мостки. Во время Гражданской войны некоторые эти каменные бабы были разбиты мехновцами и бунтарями различных атаманов. Остальные попали в экспозиции разных музеев.
Дом принадлежал коллежскому секретарю фон Минстеру, а позднее — известному харьковскому общественному деятелю Б. Г. Филонову.
Городская знать — дворяне и чиновники — обзаводилась зданиями усадебного типа. У таких особняков за пару столетий сложились интересные судьбы. Порой даже мистические.
Возможно, от стиля ампир пошла мода и на другие необычные украшения. Своеобразная достопримечательность усадьбы — каменная «скифская баба» , найденная в свое время на Харьковщине. Ее поместили в нише одного из пилонов ворот. Каменные бабы всегда вызывали интерес и множество вопросов. Идолы это или надмогильные памятники? Эти бабы, твердят специалисты, не что иное, как остатки пантеона языческих богинь плодородия.
Дом принадлежал коллежскому секретарю фон Минстеру, а позднее — известному харьковскому общественному деятелю Б. Г. Филонову.
Своеобразная достопримечательность усадьбы — каменная «скифская баба» , найденная в свое время на Харьковщине. Ее поместили в нише одного из пилонов ворот. Каменные бабы всегда вызывали интерес и множество вопросов. Идолы это или надмогильные памятники? Эти бабы, твердят специалисты, не что иное, как остатки пантеона языческих богинь плодородия.
Так вот, прямо на прохожих вот уже более ста лет взирает человеческая фигура с тюркскими чертами лица, с вырезанными украшениями и амулетами, руки которой сложены на округ- лом животе. Такой вид имел этот массивный монумент из днепровского известняка, занявший необычное для культового изваяния место обитания. Являясь объектом культового поклонения, баба словно впитала энергетику многих людей, приходивших к ней со своими просьбами. По оценкам специалистов, скульптуре, возможно, и несколько тысяч лет. Но время не смогло ей повредить. А вот под воздействием человеческой руки лишь за несколько десятилетий под многими слоями штукатурки и краски скрылось натуральное «тело» каменной «скифской бабы»
Кстати, рассказывают, что Филонову, скорее всего, «бабу» подарили друзья на одно из семейных торжеств. Так или иначе, с момента появления в усадьбе она стала стражем и, возможно, хранительницей. Дом-то все же сохранился. Причем, в конце концов, он стал использоваться по назначению, которое, возможно, и избрала странная хозяйка. Однако обо всем по порядку.
За домом Филонова находилась большая усадьба с каменным домом и английским садом, которую в 1812 г. купили для института благородных девиц. Одним из основателей института был известный украинский писатель Г. Ф. Квитка-Основьяненко, который здесь и работал несколько лет. В 1839 году благородные девицы переехали учиться в новое помещение на Сумской улице, а старое здание отдали под казармы гарнизона внутренней службы.
Ух ты, а я все думаю и вспоминаю, где же я их забыл то :))
Скифов работа?
Половецкие "каменные бабы" на горе Кремянец, неподалеку от города Изюм, в Харьковской области на Украине.. .
Вид с горы на город
Едва пробиваясь сквозь розовую мглу, окутанное туманом речку: грозного Северского Донца и тиховодного Оскола - в утренней игре первых лучей солнца встает величие седобородой горы Кремянец. Многих он перевидал: и неуклюжих перволюдей, и сменяющие друг друга орды кочевников на быстрых конях, и плечистых русичей.
Приметная вершина Кремянца и удобные броды через Донец сталкивали людей на здешних изобильных землях в кровавых сечах. Здесь в 1111 году Владимир Мономах разбил половцев, и здесь же через семь десятков лет стоял лагерем князь Новгород-Северский Игорь. Все это помнят половецкие каменные бабы, древние идолы, привезенные на гору со всей степи и прижившиеся там. Вряд ли они способны заговорить, но зато есть местное поверье: если женщине коснуться нагретого солнцем каменного бока изваяния, это приносит ей удачу.
Половцы (кипчаки, куманы) относились к тюркской группе народностей. В IX—X вв. они жили в степях Северо-Восточного Казахстана и вокруг озера Иртыш, в начале XI в. появились в Поволжье, а в 1055 г. половецкая орда подошла к юго-восточным границам Руси. С тех пор огромная территория от западных отрогов Тянь-Шаня до Дуная стала называться Дешти-Кипчак или Половецкая земля, по которой дикие всадники кочевали вплоть до XV в. Что оставило после себя это племя, разве что кроме удивительной каменной скульптуры.. .
В среде тюркских племен возникли существующие и сейчас названия каменных изваяний - бабы, болваны (от иранского "палван" - богатырь, атлет) , балбалы ("бал-бал" - камень с надписью) .
Д. И. Яворницкий в статье "Каменные бабы", опубликованной в "Историческом вестнике" в 1890 году, сообщал, что на Украине долгое время, вплоть до XVIII века, бытовали такие названия каменных статуй, как "мамай", "марьины камни".
Он пересказывает легенду о происхождении каменных баб: "Жили когда-то на земле богатыри-великаны. Рассердились они на солнце, начали на него плевать. Разгневалось солнце и превратило великанов в камни".
Действительно, многие половецкие статуи представляют мужчин-воинов в шлемах, доспехах, с оружием: саблями, луками, колчанами. Такие же выразительные женские статуи - в шляпах, богато украшенных костюмах, с зеркалами и сумочками у пояса. В руках у всех половецких статуй сосуд, видимо предназначенный для ритуальных возлияний.
Половецкие статуи, как и все предшествующие им каменные изваяния "курганских народов", посвящены предкам, прародителям, подателям жизни, благополучия, плодородия. Несмотря на явно портретные черты, статуи изображают не конкретных людей, а легендарных личностей с чертами богов и героев, а, может быть, в ряде случаев, непосредственно, богов и героев.
Устанавливались изваяния на курганах или недалеко от них, то есть в местах священных, какими являлись родовые могильники, где покоился прах предков и совершался круговорот жизни и смерти.
Каменные бабы стояли не на пустом месте, они являлись органичной частью поминальных-погребальных святилищ, здесь совершали жертвоприношения, ритуальные возлияния и воскурения - аромат священных трав мешался с ароматом жертвенной пищи и поднимался вверх, в небо, к богам и предкам по стволам священных деревьев через каменные статуи (последние были эквивалентами космических деревьев) . Идея связующего звена между мирами людей и богов четко прослеживается в семантике каменных статуй всех времен и народов.
остались после съемок какого-то фильма...
почему город назвали Изюм?
Упоминание русской сторожи «Изюмская сакма» имеется в письменных источниках за 1571 год. В 60-х
подробнее...
Куда мог довести Изюмский шлях?
А путь бежит.. . Не тот ли это шлях,
Где Игоря обозы проходили
На синий Дон? Не в этих ли
подробнее...