Автор Илья Фанин задал вопрос в разделе Литература
А. С. Грибоедов Горе от ума и получил лучший ответ
Ответ от Ella Kuznetsova[гуру]
Вы как-то странно прочли пьесу. Где радость Фамусова? "Вот и другой. - Ну выкинул ты штуку!
Три года не писал двух слов!
И грянул вдруг как с облаков". И после ухода Чацкого: "Молчалин давиче в сомненье ввел меня.
Теперь.. . да в полмя из огня:
Тот нищий, этот франт-приятель;
Отъявлен мотом, сорванцом;
Что за комиссия, Создатель,
Быть взрослой дочери отцом! "
И Фамусов вовсе не "оставил его в своем доме", Чацкий приходит к ним в гости.
Чацкому трудно поверить, что Софья "не желает с ним разговаривать" и предпочитает ему Молчалина, - это не хамство, а наивность, простительная молодому влюбленному (любить Молчалина? - да не может этого быть!)
Чацкий ведет себя как последняя сволочь-хамит, язвит, дерзит, оскорбляет всех подряд, навязывает свое общество тогда, когда ему открыто заявляют, что не желают с ним разговаривать. при всем при этом искренне недоумевает- почему ему не рады? ( кстати, Фамусов очень рад был приезду Чацкого. и оставил его в своем доме даже тогда, когда Ч откровенно нахамил ему) . Проще поверить в то, что дворянин сошел с ума, чем в то, что в здравом уме он ведет себя подобным образом.
Ответ на этот вопрос учащихся гимназии N 26 города Омска предельно лаконичен:
"Фамусов и его гости охотно подхватывают сплетню о сумасшествии Чацкого, потому что им это было выгодно.
Чацкий — человек не фамусовского общества, у которого взгляды на службу, воспитание, брак и любовь противоположны взглядам фамусовского общества, противопоставляет себя им.
В итоге (как мера борьбы с Чацким и его взглядами) Чацкого объявляют сумасшедшим" (гимн. N 26 г. Омск)
Ответ ребят из г. Челябинска (шк. N 50) более развернут:
"Когда Софья пускает сплетню о сумасшествии Чацкого, все гости охотно её подхватывают, бурно обсуждают и стараются как можно быстрее передать услышанное ещё кому-нибудь.
Да, гости Фамусова рады, что представилась возможность очернить того, кто прямолинейно заявлял об их недостатках, обвинял во всех грехах. Чацкий критиковал нравы барской Москвы, у них были свои нравы, свои правила. Эти люди боялись таких как Чацкий, которые бередят умы, его разговоры могли навлечь на них беду.
Все взгляды Чацкого и фамусовского общества расходились в вопросах образования, воспитания, отношения к службе, отношения к существующему строю, к тому же он публично обличал все их отрицательные стороны, поэтому сплетня о сумасшествии явилась спасением от такой чумы, как Чацкий.
Заставили всех поверить в сумасшествие человека, так смело обвиняющего весь высший свет во всех смертных грехах, указывающих на неправильность их жизни, на бесчестье и "грязь", в которой они живут, показалась обществу прекрасным поводом, чтобы избавиться от него.
Тогда все слова превратились бы в бред сумасшедшего, и его больше никто не стал бы слушать, а тем более верить ему" (шк. N 50 г. Челябинск) .
Эти ответы лишь намечены, но не раскрыты. Не прочитано слово "охотно" — ведь гости Фамусова находят в сплетне удовольствие: это их обычное времяпрепровождение. Не даром Грибоедов так ярко изображает массовые сцены (съезд гостей, разъезд гостей, бал) , во время которых, как пожар, распространяется подлый слух о честном человеке. Это особенность комедии была сразу же замечена современниками. "Толпа народа, изображенная ярко и резко", — так писал об этих сценах писатель-романтик, будущий декабрист Бестужев-Марлинский.