Автор Lucas Sincero задал вопрос в разделе Философия
Почему философия эпохи возрождения называется гуманистической? и получил лучший ответ
Ответ от Дарья[гуру]
Термин “гуманизм” происходит от латинского “humanitas” (человечность) , употреблявшегося еще в I в. до н. э. известным римским оратором Цицероном (106-43 до н. э.) . Для него humanitas - это воспитание и образование человека, способствующее его возвышению. В совершенствовании духовной природы человека основная роль отводилась комплексу дисциплин, состоящему из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики. Именно эти дисциплины стали теоретической базой ренессансной культуры и получили название “studia humanitatis” (гуманитарные дисциплины) . Родоначальником гуманизма единодушно считается поэт и философ Франческа Петрарка (1304-1374). В его творчестве - начало многих путей, которыми шло развитие ренессансной культуры в Италии. В трактате “О невежестве собственном и многих других” он решительно отвергает присущую Средневековью схоластическую ученость, по отношению к которой демонстративно провозглашает свое якобы невежество, ибо считает такую ученость совершенно бесполезной дня человека его времени. В упомянутом трактате проявляется принципиально новый подход к оценке античного наследия. По убеждению Петрарки, прийти к новому расцвету литературы, искусства, науки позволит не слепое подражание мыслям замечательных предшественников, а стремление подняться до высот античной культуры и в то же время переосмыслить и в чем-то превзойти ее. Эта линия, намеченная Петраркой, стала ведущей в отношении гуманизма к античному наследию. Первый гуманист считал, что содержанием подлинной философии должны стать науки о человеке, и во всем его творчестве звучит призыв переориентировать философию на этот достойный объект познания. Своими рассуждениями Петрарка заложил основу формирования личностного самосознания эпохи Возрождения. В разные эпохи личность осознает себя по-разному. Средневековый человек воспринимался тем ценнее как личность, чем более его поведение соответствовало нормам, принятым в корпорации. Он утверждал себя через максимально деятельное включение в социальную группу, в корпорацию, в богоустановленный порядок - такова общественная доблесть, требовавшаяся от индивида. Человек эпохи Возрождения постепенно отказывается от универсальных средневековых понятий, обращаясь к конкретному, индивидуальному. Гуманисты вырабатывают новый подход к пониманию человека, в котором огромную роль играет понятие деятельности. Ценность человеческой личности для них определяется не происхождением или социальной принадлежностью, а личными заслугами и плодотворностью ее деятельности. Ярким воплощением этого подхода может служить, например, разносторонняя деятельность известного гуманиста Леона Баттисты Альберты (1404-1472). Он был архитектором, живописцем, автором трактатов об искусстве, сформулировал принципы живописной композиции - равновесия и симметрии цвета, жестов и поз персонажей. По мнению Альберта, человек способен одержать верх над превратностями судьбы лишь собственной активностью. “Легко побеждает тот, кто не желает быть побежденным. Терпит иго судьбы тот, кто привык подчиняться”. Однако было бы неправильным идеализировать гуманизм, не замечать его индивидуалистических тенденций. Подлинным гимном индивидуализму можно считать творчество Лоренцо Валлы (1407-1457). В главном своем философском сочинении “О наслаждении” неотъемлемым свойством человека Валла провозглашает стремление к наслаждению. Мерилом же нравственности у него выступает личное благо. “Я не могу в достаточной степени понять, почему кто-то хочет умереть за родину. Ты умираешь, так как не желаешь, чтобы погибла родина, словно с твоей гибелью не погибнет и она”. Подобная мировоззренческая позиция выглядит как асоциальная.
Дарья
Мудрец
(19161)
повышение уровня образованности в Европе в целом;
великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана);
научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно-технические достижения).
2. Основные направления философии эпохи Возрождения.
Основными направлениями философии эпохи Возрождения являлись:
гуманистическое (XIV – XV в., представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) – в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;
Потому что было возрождение человека, после его ничтожности в средневековье.
Возрождение классических традиций древней Греции.
Там еще кстати развивалась философия антропоцентризма (человек в центре мира)
...потому как она стала потихоньку отворачиваться от Бога и раглядывать г у м а н о и д а -в ботфортах и фетровой шляпе...)
она была противовесом церковному мракобесию и ставила человека и его разум на первое место
Каковы основные черты философии Возрождения?
Основные черты философии эпохи Возрождения ( гуманизм, антропоцентризм, пантеизм ).
подробнее...
Предмет и структура философии, её функции! Помогите кто знает, на экзамене сижу!
все просто как божий дар с яишницей.
Философические козлы никогда не любили работать.
Они
подробнее...
функции философии
Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели,
подробнее...
в чём особенности русской литературы 18 века?
Русская литература XVIII века прошла большой путь в своем развитии: от классицизма до
подробнее...
Какие сущетсвуют подходы к изучению исторической личности?
Психология личности изучает личность, в первую очередь, как социальную сущность человека. Однако
подробнее...
кто знает чем интерестно число и почему уже Да винчи нарисовал пирамиду и сказал ето ключ ко всей вселенной (0,618)
Итальянский купец Леонардо из Пизы (1180-1240), более известный под прозвищем Фибоначчи был,
подробнее...