ямная культура википедия
Автор A-stra задал вопрос в разделе Города и Страны
Что известно о ямной культуре? и получил лучший ответ
Ответ от Ёнежная кошка™[гуру]
ЯМНАЯ (ДРЕВНЕЯМНАЯ) КУЛЬТУРА—культура степей Приуралья, Поволжья и С. Причерноморья. В степях высятся тысячи курганов. Самые древние из них — курганы Я.к. Эту культуру называют еще культурой курганов. Известно, что почти все пирамиды ограблены еще в древности. В нетронутом состоянии до нас дошла всего одна — фараона Тутанхамона. Курганам повезло больше. Большая часть их не тронута. Это понятно. Ведь, для того чтобы добраться до могилы, нужно перекопать тонны земли. Тайно это трудно сделать. Но если вскрыть курган Я.к., то под ним простая яма. Из-за обычая хоронить в простых ямах под курганом и произошло название культуры.
Долгое время не были известны поселения Я.к. Было много споров о “ямниках”. Дело осложнялось еще тем, что древ-неямники редко клали вещи в могилы — иногда один сосуд и все. А археологи только по вещам определяют, к какой культуре относится погребение. Тут же вещей почти не было. Не было и поселений. Кто же были ямники? Прошло много лет, прежде чем были собраны материалы о ямниках. Оказалось, что они были не бедными охотниками, а конными скотоводами. Тяжести у них перевозились на быках.http://www.examen.ru/db/examine/catdoc_id/A2ECCB6341B0FCF5C3256A8900429287/rootid/BCD8A4FC4250 8700C3256A39005E8***/defacto.html
Комплексы ямной историко-культурной области в степной и лесостепной зонах является первыми в череде культур бронзового века Восточной Европы.
Среднее Поволжье в эпоху раннего бронзового века было занято племенами ямной культуры. Это название, как и многое в археологии, условное, применяемое учеными-археологами для понимания тех исторических процессов, которые происходили в исторические периоды, от которых не остались письменные источники. Настоящее же название или самоназвание этих племен мы не знаем и, вероятно, никогда не узнаем. Время начала бронзового века в степной зоне Восточной Европы в целом, и Самарского Поволжья как ее составной части, в настоящее время является предметом пристального исследования специалистов. Решение данной проблемы еще требует существенных уточнений, несмотря на то, что исследуется она почти сто лет. В 1901 - 1903 гг. В.А.Городцов установил известную триаду бронзового века на юге России: ямная - катакомбная - срубная культуры (Городцов, 1905а; 1905б). Со временем система существенно усложнилась. Выявлены особые культурные образования конкретных территорий, открыты новые культурные стадии. Вместе с тем, достаточно обоснованно утверждение о том, что на огромных степных просторах от Уральских гор и до р.Днепр длительное время обитали носители скотоводческих культур ямной культурно-исторической области.
Культура названа ямной по способу захоронения в простых прямоугольных ямах, в отличие от катакомбной и срубной культур. Для поволжских материалов схему В.А.Городцова впервые использовал известный саратовский археолог, профессор П.С.Рыков, выделивший среди памятников эпохи бронзы ямные погребения.
ПАМЯТНИКИ.
Древнейшими памятниками ямной культуры на Средней Волге можно считать ряд погребений могильника Покровка I, где в одном из комплексов (погребение 15/2) обнаружен сосуд репинского типа, а также Екатериновские погребения, которые, вероятно, были не курганными, а грунтовыми, со всеми признаками ямного погребального обряда. Сосуд из погребения Екатериновка V/1 представляет собой одну из самых архаичных форм, сопоставимую с репинскими сосудами. К раннему этапу ямной культуры относится погребение Лопатино II, 3/2 с сосудом уникальной для Поволжья формой и двумя костяными рогатками которые датируются периодом, предшествовавшим молоточковидным булавкам, а также комплекс Лопатино I, курган 31 с архаичной керамикой репинского типа. Другие погребения в силу своей безынвентарности не могут быть отнесены с уверенностью к раннему периоду ямной культуры в Самарской Заволжье.
Малочисленность раннеямных погребений свидетельствует, скорее всего, о том, что ямные племена в средневолжском регионе являются пришлыми. Возникн
Источник:
Ямная культура — археологическая культура эпохи энеолита (2500—2000 до н. э.) , распространена в Восточной Европе от Урала до низовья Дуная; на Украине в степной зоне и лесостепи, в пойме Днепра, в Приазовье и в Крыму (Сторожевая могила, Михайловское поселение, Скала-Каменоломня и др.). Название происходит от захоронений в ямах под курганными насыпями, в которых были погребены члены одного рода. Умерших хоронили в скорченом положении на спине или на боку и посыпали красной охрой; около умерших клали посуду с едою, каменные (реже медные) орудия труда и оружие; поселения ямной культуры были иногда укреплены; жилища преимущественно наземные, основным занятием населения было скотоводство, а также хлеборобство, охота и рыболовство. Найдены остатки возов, в которые запрягали волов, а также скульптуры со схематичными изображениями человеческих фигур.
Многие исследователи (Мария Гимбутас и др) связывают ямную культуру с праиндоевропейцами в рамках курганной гипотезы
Ямная культура. Ранний этап: 1 - погребение; 2 - каменный скипетр; 3 - глиняный сосуд.
Ямная культура, древнеямная культура, общность археологических культур эпохи энеолита - ранней бронзы (3-е тыс. до н. э. ) в Каспийско-Черноморских степях. Впервые памятники Ямная культура открыты В. А. Городцовым в 1901 на Северном Донце. Занимала территорию от Южного Приуралья на В. до Днестра на З. , от Предкавказья на Ю. до Среднего Поволжья на С. Внутри Ямная культура выделено 9 локальных вариантов, соответствующих родственным племенным группам и археологическим культурам: Волжско-Уральский, Предкавказский, Донской, Северо-Донецкий, Приазовский, Крымский, Нижнеднепровский, Северо-Западный, Юго-Западный. Основной объединяющий признак Ямная культура - погребальные памятники, захоронения в скорченном положении под курганами (древнейшими из известных доныне). В развитии Ямная культура выделяются 3 периода. На первом (раннем) этапе (1-я половина - середина 3-го тыс. до н. э. ) по всей территории Ямная культура распространены единообразные захоронения с лежащими на спине и окрашенными охрой костяками, ориентированными головой на В. , остродонные и круглодонные сосуды с высоким горлом, резным, накольчатым и штампованным орнаментом, украшения из раковин и кости, каменные изделия (в т. ч. зооморфные «скипетры» ) при почти полном отсутствии металла. Поселения - временные стоянки скотоводов. Уже на раннем этапе отдельные группы племён Ямная культура вторгаются в Подунавье и на Балканский полуостров. На втором этапе (3-я - начало 4-й четверти 3-го тыс. до н. э. ) возникают локальные варианты. В причерноморских степях наряду с признаками раннего этапа появляются погребения на боку с ориентировкой головой на З. , яйцевидные сосуды с низким горлом, плоскодонные горшки, шнуровой орнамент, медные изделия (ножи, шилья). На З. отдельные племена Ямная культура переходят к оседлости и создают постоянные поселения (Михайловское поселение, Скеля Каменоломня и др. на Нижнем Днепре). На третьем этапе (конец 3 - начало 2-го тыс. до н. э. ) локальные различия нарастают: архаичные обрядовые признаки и инвентарь сохраняются только в Волжско-Уральском варианте. Западнее распространены погребения с костяками, не всегда окрашенными охрой, с неустойчивой ориентировкой, ямы с уступами, бескурганные могильники, плоскодонная керамика. Появляются крупные медные изделия (клиновидные топоры, проушные молоты) и специфические комплексы костяных украшений с молоточковидными булавками, повозки со сплошными колёсами. К концу третьего этапа рост локальных различий и распространение новых культур (прежде всего катакомбной культуры) привели к исчезновению Ямная культура Потомки племён Ямная культура на В. сыграли основную роль в формировании срубной культуры, на З. они были ассимилированы племенами катакомбной, среднеднепровской культуры, усатовской культуры. Основой экономики Ямная культура было кочевое и полукочевое скотоводство. Земледелие (наряду с отгонным скотоводством) в речных долинах играло второстепенную роль. Потомки племён Ямная культура вошли в состав некоторых этнических групп индоевропейской языковой семьи. ссылка
Лит. : Мерперт Н. Я. , Древнейшие скотоводы Волжско-Уральского междуречья, М. , 1974.
fgjiofjiosdvjikj c89wf8ferfv,m,,m kdckd cmkzxhfdi
xcnxk
.xckluyud
dmkxnj0i9
ds.mdlpdjfo8
В третьем тысячелетии из днепро-донецкой культуры выделилась ямная культура, к которой принадлежали арийские племена, впоследствии ушедшие на завоевание Индии и Персии.
Арии, оставшиеся в Восточной Европе, как раз на юге России создали во втором тысячелетии до н. э. катакомбную и в первом тысячелетии до н. э. срубную культуру, из которой произошла цивилизация скифов. Восточная ветвь ямной культуры произвела андроновскую культуру, распространившуюся на восток до Китая, где племена, родственные ариям, приняли участие в создании первой китайской цивилизации Шан-Инь. Все эти культуры, с точки зрения антропологии представлены носителями нордической и кроманидной расы. Во время великого переселения народов германцы вернулись на территорию южной России, где создали Черняховскую культуру, представители которой относились к великому германскому племени готов, впоследствии часть готов ушла на запад в Италию и Испанию, а часть осталась и приняла участие в этногенезе русского народа.
Ямная культура в степях Восточной Европы. Названа по устройству могильных ям под курганами. Хозяйствово: скотоводство, мотыжное земледелие, охота. На Севере России керамика с ямочно - гребенчатым орнаментом
ЯМНАЯ КУЛЬТУРА, древнеямная культура, общность археол. культур эпохи энеолита - ранней бронзы (3-е тыс. до н. э. ) в Каспийско-Черноморских степях. Впервые памятники Я. к. открыты В. А. Городцовым в 1901 на Сев. Донце. Занимала терр. от Юж. Приуралья на В. до Днестра на 3., от Предкавказья на Ю. до Ср. Поволжья на С. Внутри Я. к. выделено 9 локальных вариантов, соответствующих родственным плем. группам и археол. культурам: Волжско-Уральский, Предкавказский, Донской, Северо-Донецкий, Приазовский, Крымский, Нижнеднепровский, Северо-Западный, Юго-Западный. Осн. объединяющий признак Я. к. - погребальные памятники, захоронения в скорченном положении под курганами (древнейшими из известных доныне). В развитии Я. к. выделяются 3 периода. На первом (раннем) этапе (1-я пол. - сер. 3-го тыс. до н. э. ) по всей терр. Я. к. распространены единообразные захоронения с лежащими на спине и окрашенными охрой костяками, ориентированными головой на В. , остродонные и круглодонные сосуды с высоким горлом, резным, накольчатым и штампованным орнаментом, украшения из раковин и кости, кам. изделия (в т. ч. зооморфные "скипетры") при почти полном отсутствии металла. Поселения - временные стоянки скотоводов. Уже на раннем этапе отд. группы племён Я. к. вторгаются в Подунавье и на Балканский п-ов. На втором этапе (3-я - нач. 4-й четв. 3-го тыс. до н. э. ) возникают локальные варианты. В причерноморских степях наряду с признаками раннего этапа появляются погребения на боку с ориентировкой головой на 3., яйцевидные сосуды с низким горлом, плоскодонные горшки, шнуровой орнамент, медные изделия (ножи, шилья). На 3. отд. племена Я. к. переходят к оседлости и создают постоянные поселения (Михайловское поселение, Скеля Каменоломня и др. на Ниж. Днепре). На третьем этапе (кон. 3 - нач. 2-го тыс. до н. э. ) локальные различия нарастают: архаичные обрядовые признаки и инвентарь сохраняются только в Волжске-Уральском варианте. Западнее распространены погребения с костяками, не всегда окрашенными охрой, с неустойчивой ориентировкой, ямы с уступами, бескурганные могильники, плоскодонная керамика. Появляются крупные медные изделия (клиновидные топоры, проушные молоты) и специфические комплексы костяных украшений с молоточковидными булавками, повозки со сплошными колёсами. К кон. третьего этапа рост локальных различий и распространение новых культур (прежде всего катакомбной культуры) привели к исчезновению Я. к. Потомки племён Я. к. на В. сыграли осн. роль в формировании срубной культуры, на 3. они были ассимилированы племенами катакомбной, среднеднепровской культуры, усатовской культуры. Основой экономики Я. к. было кочевое и полукочевое скотоводство. Земледелие (наряду с отгонным скотоводством) в речных долинах играло второстепенную роль. Потомк
Какие современные народы могут считать себя потомками индоевропейцев?
Индоевропейцы — носители индоевропейских языков. Индоевропейские языки предположительно, относятся
подробнее...