цветаева прохожий
Автор Алина Лапицкая задал вопрос в разделе Литература
Марина Цветаева "Идешь, на меня похожий", нужен анализ!! заранее благодарю !!! и получил лучший ответ
Ответ от ГАЛИНА[гуру]
Перечитывать стихи молодой Цветаевой — все равно что перебирать драгоценности в шкатулке: каждое искрится то изящной шуткой, то неподдельным волнением, а обилие мотивов, тем, настроений, тональностей так велико, что легко веришь в уговоры Волошина издавать цветаевские стихи под несколькими псевдонимами. Эти стихи просты для восприятия, прозрачны по смыслу, им присуща непринужденно свободная интонация я. И еще одна существенная черта — неукротимое жизнелюбие.
Чувства, взгляды, эмоции, которые одолевали ее в юности. Все хотелось увидеть, прочувствовать, запечатлеть в своей яркой и светлой лирике бескомпромиссной Марине Ивановне.
В начале века среди символистов очень модно было писать о потустороннем мире, своем уходе, смерти. Самостоятельная Цветаева тоже отдала дань моде, но сделала это удивительно непосредственно, без картинной позы, излишней слезливости и словословия. Совсем молодой она рассуждает о неотвратимости своего ухода. С легкой грустью, немного иронично, вероятно, потому, что до этого срока еще далеко: пофилософствовала и отмахнулась.
... Не думай, что здесь — могила,
Что я появлюсь, грозя.. .
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!
И кровь приливала к коже,
И кудри мои вились.. .
Я тоже была, прохожий!
Прохожий, остановись!
В юношеских стихах Цветаевой преобладают светлые тона: белый, розовый, золотистый. Они не всегда названы прилагательными, а передаются через названия ягод, через луч солнца, через смех. Это отчётливо видно в стихотворении " Идёшь, на меня похожий.. . ", написанное в 1913 году в Коктебеле.
...Как луч тебя освещает!
Ты весь в золотой пыли…
Сознание, что человек- единичный, неповторимый-обречен на смерть,
не замалчивается, не отбрасывается, но и не становится беспросветно гнетущим.
Вокруг нас жизнь и смерть переплетены нерасторжимо. Только что сорванные цветы, уже не живут более; они были живы, пока в земле росли.
Но в букете они сопричастны жизни общей-чувствам прохожего и голосу его собеседницы, доносящемуся из давно минувшего прошлого:
Сорви себе стебель дикий
И ягоду ему вслед:
Кладбищенской земляники
Крупнее и слаще нет.
Цветок или ягода лишены сознания и смерти своей не осознают. Человек знает, но он знает и о своей причастности к вечности. Это слабое утешение. А в стихотворении и нет поиска чего-либо, что может утешить.
Это- стихи о том, как люди живут и впредь будут жить, питаясь радостью бытия, без утешений и без отчаяния.
Но Цветаева стремится остановить мгновение, остонавить в его во внезапности, столь же поразительной, как внезапность узнаания похожего в прохожем. Оттого и призыв: "Прохожий, остановись! "
Мыслится, что собеседником поэта становится первый встречный, с кем нужно безотлагательно, сию же минуту поделиться возникшим чувством, впечатлением, пока оно не исчезло или пока не затвердело, утратив качества незавершенности и внезапности.
Стихотворение отличает сжатость мысли и энергия чувств. Именно это и влечет за собой активное употребление знаков препинания, помогающих постичь смысл.
Синтаксис, ритмика ее стихотворений сложны. Сразу обращаешь внимание на пристрастие поэта к тире. Сегодня этот знак препинания вытесняет и запятую, и двоеточие. Удивительно, как смогла М. Цветаева почувствовать возможности тире почти век назад! Тире — это «сильный» знак, который невозможно не заметить. Оно помогает отчеканить слова: «Я их опускала — тоже!» , «Прочти — слепоты куриной» .
Наверное, из сжатости мысли и энергии чувств и проистекает небогатство эпитетов, употребляемых в стихотворении: «стебель дикий» , «кладбищенская земляника» .
М. Цветаева использует единственную метафору -«в золотой пыли» .
Зато широко представлены повторы: «... что здесь — могила» , «Что я появлюсь, грозя...» , анафоры: «И кровь приливала к коже» , «И кудри мои вились...» . Все это, как и аллитерация на звук «с» , располагает к размышлению, рассуждению.
В нем автор выражает свои размышления о вечности, о жизни и смерти. Жизнь М. Цветаевой в течение пяти лет, начиная с 1912 г., была самой счастливой по сравнению со всеми предыдущими и последующими годами. В сентябре 1912 года у Марины Цветаевой родилась дочь Ариадна. Цветаева была переполнена радостью бытия и в то же время думала о неизбежном конце. Эти, казалось бы, взаимоисключающие чувства нашли отражение в стихотворении. «Идешь, на меня похожий, / Глаза устремляя вниз. / Я их опускала — тоже! / Прохожий, остановись! » На первый взгляд в этих строках нет ничего странного. Слово «опускала» можно истолковать так: случалось, что опускала глаза, теперь же они не опущены. Но после прочтения следующей строфы становится ясно, что значение слова «опускала» — иное. «... Звали меня Мариной», — пишет поэтесса. Прошедшее время глагола настораживает. Значит, сейчас уже не зовут? Так речь может идти только об умершем человеке, и следующие строки подтверждают эту догадку. Новым смыслом наполняется все уже сказанное: оказывается, что некогда жившая поэтесса обращается к прохожему, рассматривающему на кладбище могильные плиты и надписи, выбитые на них. Обращает на себя внимание созвучие «похожий — прохожий». В стихотворении эти слова занимают такие позиции, что рифмы не образуют: одно слово стоит в конце одной строки, другое — в начале другой. Однако взятые сами по себе, они рифмуются, причем сходство их простирается далее того, что необходимо для рифмы: не только совпадают ударные слоги и те, что следуют за ними, — созвучны и предударные. Каково значение сопоставления этих слов? Я думаю, что автору хотелось подчеркнуть следующую мысль: каждый, кого настигает ее голос из-под земли, похож на нее. Она тоже когда-то «была», как прохожий теперь, то есть жила, наслаждаясь радостью бытия. И это поистине достойно восхищения.
Подскажите сильное и эмоциональное стихотворение Ахматовой или Цветаевой....
Анна Ахматова.
А, ты думал – я тоже такая,
Что можно забыть меня,
И что
подробнее...
"Смех и грех" - происхождение этого странного выражения?Или как?Или куда?:-))
Петр, сразу вспомнилось пушкинское:
... А девица
Хи-хи-хи да ха-ха-ха!
Не боится,
подробнее...
Нужны стихи о смерти!!!!
вот, пожалуйста, знаменитое стих-е прекрасного поэта С. Есенина:
До свиданья, друг мой,
подробнее...
Знаменитые стихи Цветаевой)) Знаменитые стихи Цветаевой))
Вы, идущие мимо меня
К не моим и сомнительным чарам, --
Если б знали вы, сколько огня,
подробнее...
Нужен легкий, короткий стих Марины Цветаевой, который легко запоминается
Я счастлива жить образцово и просто:
Как солнце - как маятник - как календарь.
Быть
подробнее...
Подскажите самый красивый стих Цветаевой..
Прохожий
Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала -
подробнее...
чем Вам близка Марина Цветаева?. почитаем..?
Я не так строга к Цветаевой, как Геката, но не могу не согласиться с тем, что не смотря на талант,
подробнее...
Стих Марины Цветаевой про могилу? Есть у неё стихотворение в котором фигурирует могила. Кто-нибудь знает его?
Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала — тоже!
подробнее...
Ищу простое стихотворение Цветаевой! чтобы легко училось и без замудреных фраз)
Марина Цветаева
Вчера еще в глаза глядел,
А нынче - всё косится в сторону!
подробнее...
подскажите какие-нибудь очень хорошие стихотворения Цветаевой или Ахматовой!спасибо
Вы счастливы? — Не скажете! Едва ли!
И лучше — пусть!
Вы слишком многих, мнится,
подробнее...
творчество Цветаевой!
Я согласна с восклицательным знаком в Вашем вопросе. ЦВЕТАЕВА !!!
Но вопроса - нет.
подробнее...
Анализ стиха по плану "Вот опять окно... "М. И. Цветаева
....Вот опять окно,
Где опять не спят.
Так начинается предпоследнее стихотворение
подробнее...