Проблема сущности и функций сознания
Автор Агния морозова задал вопрос в разделе Гуманитарные науки
SOS. 3. Историческое сознание: сущность, формы и функции. и получил лучший ответ
Ответ от Олеся[гуру]
В ходе изучения истории формируется историческое сознание. Историческое сознание — это одна из важных сторон общественного сознания. Под историческим сознанием в науке понимается совокупность представлений общества в целом и его социальных групп в отдельности, о своем прошлом и прошлом всего человечества.
Каждая национальная и социальная общность обладает определенным кругом исторических представлений о своем происхождении, важнейших событиях в своей истории, деятелях прошлого, о соотношении своей истории с историей других народов и всего человеческого общества. Такие представления получают выражение прежде всего во всякого рода исторических преданиях, сказаниях, легендах, сказках, составляющих неотъемлемую часть духовной жизни каждого народа как один из способов его самовыражения и самоутверждения. Благодаря этому данная общность людей осознает себя как народ на основе знаний своего прошлого, на основе знаний своего места в мировом историческом процессе. Тем самым история органически вплетается в общественное сознание.
Как и всякие другие формы общественного сознания, историческое сознание имеет сложную структуру. Можно выделить четыре уровня.
Первый (низший) уровень исторического сознания формируется такими же способами, как и обыденное, на основе накопления непосредственного жизненного опыта, когда человек на протяжении своей жизни наблюдает какие-то события, или даже является их участником.
Следующая ступень исторического сознания может формироваться под влиянием художественной литературы, кино, радио, телевидения, театра, живописи, под влиянием знакомства с историческими памятниками. На этом уровне историческое сознание также еще не превращается в систематическое знание. Образующие его представления еще отрывочны, хаотичны, не упорядочены в хронологическом отношении.
Третья ступень исторического сознания формируется на основе собственно исторических знаний, приобретаемых на уроках истории в школе, где учащиеся впервые получают представления о прошлом в систематизированном виде.
На четвертой (высшей) ступени формирование исторического сознания происходит на базе всестороннего теоретического осмысления прошлого, на уровне выявления тенденций исторического развития. На основе накопленных историей знаний о прошлом, обобщенного исторического опыта формируется научное мировоззрение, предпринимаются попытки получить более-менее четкое представление о природе и движущих силах развития человеческого общества, его периодизации, смысле истории, типологии, моделях общественного развития.
Таким образом, историческое знание как элемент общественного сознания, составляющего духовную сторону исторического процесса, нужно воспринимать системно, во всех его ступенях и уровнях, так как без системного подхода представление об историческом сознании будет неполным.
Значение формирования исторического сознания, сохранения исторической памяти в современных условиях очень велико. Прежде всего, оно обеспечивает осознание определенной общностью людей того факта, что они составляют единый народ, объединяемый общностью исторической судьбы, традиций, культуры, языка, общностью психологических черт.
На основе образов прошлого, исторических событий постепенно происходит отбор и формирование общественно значимых норм, морально-нравственных ценностей, складываются традиции и обычаи, образ мышления и поведения, присущий данному народу. Без таких интегрирующих качеств народ превращается в «население» . Приходя из прошлого, охраняясь в исторической памяти народа, эти морально-нравственные установки имеют свое значение для настоящего и будущего.
Таким образом, настоящее тесно переплетается с будущим. Поэтому с историей надо обращаться бережно и осторожно. Достаточно дискредитировать прошлое, чтобы поставить под сомнение настоящее: так ли жили и живем? То ли делали и делаем? Постепенно начинает рушиться привычный уклад жизни, внося смуту и беспокойство в сознание и души людей, лишая их веры и надежды, опустошая духовно.
Носителем сознания, по Аристотелю, является душа. Философ выделяет три уровня души. Какие же?
Философ выделяет три уровня души:
• растительная душа;
• животная душа;
подробнее...
Как сознание интерпретирует действительность в речь?
Сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, сущность
подробнее...
1)Понимание мира и человека в фил. средневековье? 2)Варианты решения проблемы соотношение веры и разума?
В основе средневекового человекознания лежали религиозные (теоцентристские) в своей сути установки
подробнее...
К вопросу о материализме и бессмертии души.
Это теория давно известна.
Но думаю в будущем люди сами научатся переселять душу и станут
подробнее...
Предмет и структура философии, её функции! Помогите кто знает, на экзамене сижу!
все просто как божий дар с яишницей.
Философические козлы никогда не любили работать.
Они
подробнее...
Что такое техническое знание? И в чем заключаются особенности научно-технического творчества?
Знания, интеллект, истина, мудрость являются проявлением понимания, сознания, объяснения, смысла,
подробнее...
язык его роль в культуре
Язык и его роль в культуре
Вид: реферат
Краткое описание:
Роль языка в формировании
подробнее...
Срочно нужен ответ на вопрос по философии
Философия как сложившаяся система знаний имеет целый ряд специфических вопросов, которые она
подробнее...
что такое политология?
Политология есть наука о политике, т. е. об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с
подробнее...
каковы категории политологии, ее методы
Категории представляют собой наиболее общие понятия, отражающие сущностные стороны процессов и
подробнее...
что вы знаете о социальной рекламе и ее назначении в нашей жизни
— вид некоммерческой рекламы, направленной на изменение моделей общественного поведения и
подробнее...
Сущность сознания? Что это?
Сущность сознания как высшей формы отражения выражается в том, что:
во-первых, в том,
подробнее...
роль языка в формировании сознания
Язык также древен, как и сознание. У животных нет сознания в человеческом смысле слова. Нет у них и
подробнее...
Очень нужны вопросы по ПСИХОЛОГИИ и ПЕДАГОГИКЕ для филфака 1 курс!! ! Плиз!
Психология и педагогика
Содержание 1. Физиологическая основа психики.
2. Структура
подробнее...