История витражей
Автор Екатерина Бочагова задал вопрос в разделе Живопись, Графика
Как появились витражи? и получил лучший ответ
Ответ от Vlyudm[гуру]
Говоря об истории возникновения витражей, стоит отметить: считается, что витражи возникли во время строительства храмов. Вернее, стеклянные изделия были уже и в Древнем Египте, но их нельзя еще в полной мере называть витражами. Древние римляне, греки из самльты ( непрозрачное стекло) создавали мозаику стен, это уже являлось предпосылкой для появления витражей.
В I в. нашей эры в Риме применялось малопрозрачное отливное стекло. С появлением в мире христианства и с возникновением первых храмов, у которых были специальные оконные проёмы, стали появляться витражи - композиции из кусочков цветного стекла. Первые витражи появились именно в католических храмах. Для церквей важно создание особой атмосферы, в которой бы люди чувствовали свет и красоту, а свет, преломляющися сквозь цветные витражи, создавал особенную ауру в храме. Кроме того, церковные витражи часто выполнялись в виде религиозных картин, изображений святых. Считается, что самый первый витраж был найден в Англии, в монастыре Святого Павла. Этот витраж относят к 686 году нашей эры.
Также, старейшими витражами Европы считаются витражи из Аугсбургского Собора, которые выполнены из ярчайших стекол с применением закрашивания, а также тонального оттенения.
Но справедливости ради надо отметить, что попытки создания чего-то похожего на витражи предпринимались и до этого. Так в раннехристианских базиликах V-VI вв. окна заполнялись тончайшими прозрачными пластинами камня (алебастра и селенита) , которые подбирались с таким расчетом, чтобы составить красивые орнаменты. В 1930 году археологами при раскопках были обнаружены три стеклянных фрагмента Иисуса Христа с крестообразным нимбом. Считается, что дата изготовления этих фрагментов относится примерно к 540 году нашей эры. Ну а самым древним из уцелевших образцов считается голова Христа из Вейссембургского аббатства в Эльзасе, Германия. Но история наука не точная, поэтому вот вам еще несколько исторических дат: первые в истории человечества оконные стекла начали изготовлять римляне, на что указывают раскопки в Помпее. Стекла эти не резали, а отливали, а помпейские рамы, размером примерно семьдесят сантиметров на полметра, изготовляли из бронзы. Византийские мастера, в IV веке н. э. , усовершенствовали способ изготовления цветных стекол, известных еще египтянам. Такие стекла украсили окна собора св. Софии, построенного в 537 г. н. э.
Витражи были не только в христианской Еровпе, но и на Востоке, только там кусочки цветных стекол в витражах скреплялись раствором, часто - цементным
В эпоху средних веков витражное искусство постепенно превратилось в ремесло. Витраж был наделен четкой богословской программой и приобрел символическое содержание. Расцвет Готики витражное искусство встретило яркими красками в окнах готических соборов и общественных построек, а также частных домов. Игра цветных стекло в солнечном свете и их таинственное переливание в полумраке вечера, создавали ощущение нереальности и причастности к неземному миру. Готические витражи – это классика витражного искусства. В Древней Руси в то далекое время витражи называли «римскими стеклами» и привозили как диковинку из западных стран. В 13-14 веках на Руси лишь несколько построек были украшены витражами.
Пришествие витражей в Россию, как и все нововведения, позаимствованные из Европы, приходится на правление Петра 1. Надо заметить, что собствееное стекло в России стали производить только в 1639 году, когда Антон Койет, швед по происхождению основал в селе Духанино Дмитровского района стекляничный завод. Хотя заводом данное предприятие можно назвать с большой натяжкой, ведь работало там лишь 6 мастеров. Еще долгие годы оконное стекло в Россию возили из-за границы.
вот здесь очень интересная статья на эту тему
Источник: Витражи - это красота, запечатленная в стекле.
Витра́ж (фр. vitrage — остекление, от лат. vitrum — стекло) — произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.
С давних пор витраж использовался в храмах.
В раннехристианском храме окна заполнялись тонкими прозрачными пластинами камня (алебастра, селенита) , из которых составляли орнамент.
В романских храмах (Франция, Германия) появились сюжетные витражи. Многоцветные, большие по размеру витражи из разнообразных по форме стёкол, скреплённых свинцовыми перемычками, являлись особенностью готических соборов. Чаще всего готические витражи изображали религиозные и бытовые сцены. Они размещались в огромных стрельчатых окнах, так называемых «розах». В эпоху Возрождения витраж существовал как живопись на стекле, применялась техника выскабливания по специально покрашенному разноцветному стеклу.
В России витражи существовали еще в XII веке, однако они не были характерным элементом убранства интерьеров русских домов.
В 1820-е гг. увлечение в России рыцарскими романами и подражания в зодчестве готической средневековой архитектуре сформировали в России моду на витражи. Их называли тогда «транспарантными картинами» (от французского transparent — прозрачный). В России не было практики изготовления разноцветных стекол для окон. В Западной Европе в это время витражное искусство находилось в стадии становления после долгого периода забвения, который привел к потере многих секретов ремесла. Мастера придворных стекольных предприятий разных стран Европы работали над восстановлением старых и поиском новых рецептов окраски стекол, разрабатывали составы для росписи, совершенствовали технику соединения стекол между собой. В этот «восстановительный период» Европа еще не могла поставлять витражи на внешний рынок. Поэтому для украшения зданий России из-за границы привозили не работы мастеров XIX века, а старинные средневековые произведения. Так, в окна здания Арсенала в Царском Селе, предназначенного для хранения коллекции оружия императора Николая I, были вставлены витражи XV—XVII веков, в том числе немецкие и швейцарские.
Николай I проявлял к транспарантным картинам большой интерес и желал распространить их в России, прежде всего в столице империи — С. -Петербурге. В первую очередь витражи появились в императорских дворцах. Так как российские придворные заводы в этот период еще не были в состоянии производить подобные изделия, они отбирались из музейных коллекций, например из собрания древних готических стекол, хранившихся в Эрмитаже. Витражи в этот период стали главным элементом, формировавшим «готический стиль» русского интерьера — той изюминкой, благодаря которой на любом помещении появлялся налет европейского средневековья. Стоимость «готических окон» в то время была невероятно высока. На всероссийской мануфактурной выставке 1839 г. «картина в 61 стекло» завода М. Ф. Орлова вызвала восторженные отзывы как «изящнейшее изображение» и была оценена в 6 тысяч рублей. Мало кто мог себе позволить приобрести такие дорогие вещи.
Одним из первых упоминаний о витражах археологи считают глиняную посуду, рожденную в первом тысячелетии до нашей эры. Тогда неизвестный гончар вставил в дно обыкновенного кувшина прозрачный камень, плоский и тонкий. Возможно с той поры люди и обратили внимание на оригинальное сочетание функциональности и красоты, изящества и удобства, обнаружившееся в применении прозрачных и полупрозрачных материалов. Первоначально для этих целей служили природные материалы – полудрагоценные камни, слюда, застывшая смола. Потом, с развитием химии и стекольного дела, в ход пошли специально изготовленные бесцветные или окрашенные панели из стекла. Так, на Востоке встречаются образцы старой архитектуры, в которых прародители современного витража состоят из специально подобранных фрагментов стекла, связанных в единое целое раствором, напоминающим цементный.
Первые витражи в Европе, мягко говоря, также не были совершенными – стекло, отливаемое для этой цели, было весьма небольших размеров, и, кроме того, содержало в себе пузырьки и трещины. Тем не менее, технологии изготовления витражных изделий развивались своим благополучным путем, и, когда стало возможным получить от стекольщиков так называемое "фасонное" стекло, т. е. относительно тонкое, ровное и имеющее достаточные линейные размеры, в витражном деле произошел качественный скачок.
В начале десятого века доминирующей технологией в области изготовления витражей в Европе стал так называемый "паечный витраж". Технология получила это название от одного из важнейших этапов произодства – спайки между собой тонких свинцовых полосок, окаймлявших заранее подготовленные фигурные куски цветного стекла. Т. о. фрагменты будущего рисунка помещались в крепкую свинцовую структуру по типу пчелиных сот. Правда, в этих рукотворных сотах линии контура были проложены не Природой, а мастером-витражистом. Эти непрозрачные металлические полоски были расположены по основным линиям прозрачного рисунка, отделяя стекло одного оттенка от фрагмента стекла другого цвета, что в целом делало рисунок более четким, ярким и контрастным. Технология паечного витража позволяла получить в итоге прочные и долговечные изделия достаточно большого размера, что лишний раз подтвердило статус витража как декоративно-монументального искусства. Иначе как монументальной трудно назвать знаменитую готическую архитектуру средневековых храмов и соборов, где площадь тех же витражных окон составляла до нескольких десятков квадратных метров. И безусловно, витражное искусство и тогда оказывало сильнейшее впечатление на средневековых прихожан, и теперь, спустя сотни лет, продолжает восхищать наших современников.
Но, как часто бывает, своими достижениями прогресс приносит человечеству не только пользу, но и нечаянный вред. Постепенно паечный витраж был вытеснен с авансцены витражного дела технологией применения шварцлота – специального красящего состава, позволившего художникам рисовать на стекле, как на живописном холсте. Этот состав приготовлялся из смеси истолченного в порошок стекла с температурой плавления более низкой, чем у предполагаемой основы, и окислов меди и железа. Данный состав по особой методе наносился художником на стекло – где слоем потоньше, где потолще, где-то со штриховкой, далее вся композиция нагревалась в печи и "краска" прочно вплавлялась в стеклянную основу. С одной стороны, "живописная" технология использования шварцлота позволила художнику изобразить на картине множество мелких деталей, тщательно выписать сюжет рисунка, чего невозможно было бы добиться в технике паечного витража, с другой стороны, эта новая волна медленно убивала выразительность, наглядность и монументальность витражных изделий – а эти качества преимущественно и являются сутью подлинного витража.
Однако не надо впадать в уныние – прямо скажем, что и в технологии шварцлота было создано немало настоящих шедевров, и паечный витраж не канул в глубине истории. Как неоднократно отмечали классики – настоящее искусство не исчезает бесследно. В сотр
Витраж – это уникальный вид искусства, имеющий множество разновидностей. Слово Витра?ж произошло от фр. vitrage — остекление и от лат. vitrum — стекло.
Заглядывая в историю развития витража, мы видим значительные различия в стиле, целях и методах, используемых для данного вида искусства. Это изысканный вид искусства, использующий свет для увеличения своей красоты.
Историки не могут назвать точный период возникновения витражей. Следы создания картин из цветного стекла были найдены в древних культурах, таких, как Рим, Византия, Китай и повсеместно в средние века.
vitraji
В Европе, первое известное использование этого искусства, было зафиксировано при строительстве церквей в 10 веке. Огромные стеклянные окна с изображениями Христа и персонажей Библии начали появляться в окнах французских и немецких церквей в Англии.
В готический период 12-го века, соборы в Европе создают большие и сложные композиции из стекла. В готическом стиле витражи представляли собой мозаику из кусочков цветного стекла. На большинстве готических витражей были изображены сцены религиозной и бытовой жизни. Первая церковь, которая использовала готический стиль, была церковь Эбут Шугер аббатства Сен-Дени. В эпоху Возрождения, витражное искусство процветало. Изображения на картинах в данный период выходят за рамки библейских, они уже не только в церквях, но и украшают многие дома и учреждения. Также использовался особый метод выскабливания по специально покрашенному разноцветному стеклу.
vitraji
В 15-м веке, восприятие витража изменилось. Он стал более распространенным и сложным. Художники использовали бледные цвета и большие изображения, чтобы ими заполнить все окно. Затем, люди изобрели новые методы улучшения цвета. В витражах стало больше использоваться белое стекло. Мастеров по выкладке цветного стекла, заменили художники, так как эти работы стали больше напоминать живопись.
Как и любые другие виды искусства, роспись стекла является важным инструментом отражения людей в своей истории и культуре. В Европе в период готики, витражи легко привлекали к себе внимание людей и стали великолепными рассказчиками Библии. Они были больше, чем просто картины, они создавали такую атмосферу, которая способствовала молитве и уединению.
vitraji
В других странах, где существовали витражи, на картинах изображали символов эпохи и культурных деятелей, а также вхождение в конкретный период. В Индии, например, витражи изображали мифологические сюжеты и женщин в традиционной одежде.
После Второй мировой войны сподвижники экспрессионизма призывали к большему разнообразию и изучению художественных выражений с использованием стекла.
С тех пор витраж уже не огромное стеклянное окно с изображением образов…
vitraji
Искусство витражей готических соборов.
Начало переходу к готическому стилю положил аббат Сугерий, под руководством которого, в 1144 году
подробнее...
Где и когда впервые появились витражи ?
Слово "витраж" произошло от французского vitre (оконное стекло) .
Попытки создания
подробнее...
Из чего построен знаменитый собор Парижской Богоматери ?
#yahrefs473628#
В интерьере собора доминирует серый цвет камня, из которого сложены стены и
подробнее...
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ВИТРАЖНОГО ПРЯНИКА
так вот здесь есть рецепт подробный как такой делать #yahrefs444684#
как я поняла эта
подробнее...
Какова она ---История Елисеевского Магазина ( Гастронома )?..Расскажите ВСЁ..,что известно о нём с начала зарождения.?
Знаменитый Елисеевский гастроном, открытый в далеком 1901 году, до сих пор считается первым в
подробнее...
Какова история гольфа? Где зародилась эта игра?
Многие страны претендуют на звание родины гольфа. К примеру, у римлян была похожая на гольф игра
подробнее...
Помогите по истории искуств!
1. Го́тика — период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и
подробнее...
Что это за замок? Где находится? Какая у него история?
Замок Пелишор (), Синая (), Румыния
#yaimg82501#
.
#yaimg82502#
подробнее...
Где именно находится -- Церковь Богоматери Де- Булонь?... И чем примечательна та местность,. а также история Церкви?...)).
наиболее почитаемая французская Богородица.. .
культ ее возник в туманной дали древней
подробнее...
почему правление людовика 9 считается важной вехой в объединении Франции? ИСТОРИЯ
Реформы Людовика! Х / Святого/ были направлены на ослабление политического, военного и финансового
подробнее...
Как нарисовать витраж в фотошопе
Долгая история.... короче сам витраж надо делать используя родные фильтра, а подсвеченый сзади
подробнее...