Дефицит и избыток на рынке
Автор Просто счастливая задал вопрос в разделе Домашние задания
Причины возникновения дефицита и избытка товара на рынке? и получил лучший ответ
Ответ от Гозель Ахметзянова[гуру]
Дефицит. Его причины и последствия.
Дефицит может носить временный или постоянный характер. Но в любом случае его последствия вполне очевидны – компания недополучает прибыль. Однако не все так просто.
Если дефицит носит постоянный затяжной характер, то последствия могут быть печальнее, чем кажется на первый взгляд:
1. Недополучение прибыли по причине слишком низкой цены;
2. Прямые убытки вследствие отсутствия продаж;
3. Ухудшение имиджа магазина в глазах покупателей: «Здесь никогда не бывает нужных продуктов» ;
4. Потеря потенциальных и реальных клиентов;
5. Пустота на полках магазинов, незаполненные прилавки;
6. Рост продаж у конкурентов, у которых есть такой товар;
7. Издержки из-за действий, направленных на устранение дефицита – перемещение товара на полках, срочный поиск товара-заменителя;
8. Напрасно потраченные деньги на рекламную кампанию или дегустацию;
9. Стресс у сотрудников и как следствие, их демотивация.
Излишки товара. Способы реализации излишков.
Излишний запас может быть:
* оборачиваемым, но слишком большим. Тогда имеет смысл в первую очередь снижать объем закупок этого продукта.
* иметь медленную оборачиваемость. В таком случае более правильно сначала снизить цену и стимулировать сбыт.
* «мертвым» , то есть не продаваться совсем. Если расход товара за три месяца не производился, то он попадает в категорию «мертвого» . В таком случае можно попытаться произвести другие действия.
Но прежде, чем необходимые шаги будут предприняты, необходимо разобраться в причинах возникновения излишек:
1. Несбалансированная цена (цена слишком высока для данного рынка или для данного вида товара) . Н
2. Закончился срок годности или реализации. Магазин реализует продукты питания и в том числе и скоропортящиеся товары (например, рыбу) , или имеет в своем ассортименте товары с ограниченным сроком годности (бытовая химия, косметика) .
3. Ошибки в прогнозах продаж. Закупка товара на «авось» и приводит к таким печальным результатам.
4. Избыточная закупка. Например, мы продаем в месяц 30-32 бутылок вина. Но закупаемая партия составляет 24 бутылки – такова минимальная упаковка со склада поставщика. Мы не можем купить меньше, и вынуждены закупать большее количество – 2 партии по 24 бутылки, что бы удовлетворить спрос. Если мы не стимулируем спрос на это вино, то очень скоро окажемся в ситуации избыточного запаса продукции.
5. Товарный каннибализм (появление одного товара вытесняет продажи другого) .
6. Изменение моды или вкуса потребителей.
7. Законодательные акты (запрещение на реализацию продукции) . Запрет на реализацию мяса птицы в некоторых странах из-за угрозы эпидемии птичьего гриппа привел к тому, что миллионы тонн куриного мяса были переведены в излишки, а затем и в некондиционный товар. Введение цензуры на рекламу пива привело к спаду продаж
8. Некомплектность товара, ошибочные пропорции при заказе комплектных товаров. Как следствие, по одним товарам наблюдается дефицит, а по другим – излишек.
9. Резервирование в ожидании повышения спроса или цен (в оптовых компаниях) . Менеджеры могут выписывать дополнительные счета, что бы обезопасить себя на случай дефицита. Если отдел закупок не знает о таких фактах «резервирования» , то поставка товаров на склад продолжается. Через короткое время оказывается, что товар находился в резерве не по запросу клиентов, а по воле продавцов и реальным спросом товар не обеспечен.