Как просклонять
Автор Омар бангоян задал вопрос в разделе Прочее образование
как просклонять слово дитя и получил лучший ответ
Ответ от Любовь Распопина[гуру]
-------------------------------------------------------------------------------- СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА § 1173. Изменение слова по падежам называется склонением. Склонением называется также класс слов, объединенных общностью словоизменения (см. § 1154), и отвлеченный образец, по которому изменяются слова этого класса. Как сказано в § 1154, в современном русском языке существует три таких класса (три склонения) – первое, второе и третье, различающиеся системами падежных флексий. Типы склонения строго различаются только в падежных формах ед. ч. Во мн. ч. различия между типами склонения не столь определенны, а в дат. , тв. и предл. падежах различия флексий вообще отсутствуют. К первому склонению относятся существительные муж. р. с нулевой флексией в им. п. ед. ч. (стол, конь, край, нож, шалаш, мяч, товарищ) и существительные сред. и муж. р. с флексиями в им. п. ед. ч. -|о| (орфогр. -о, -ё и -е) (окно, ружьё, поле) и -|е| (бытие) . Ко второму склонению относятся существительные с флексией в им. п. ед. ч. -|а| (орфогр. -а и -я) (труба, земля, стужа, туча) и существительные с той же флексией, относящиеся к муж. р. (мужчина, староста, зайчишка, домина, судья) и к общ. р. (сирота, обжора, плакса) . К третьему склонению относятся существительные жен. р. с нулевой флексией в им. п. ед. ч. и с основой на парно-мягкую согласную или на шипящую (ткань, кровать, мышь, ночь, рожь, мощь) . К третьему склонению по системе падежных флексий относятся также существительные сред. р. на -мя с флексией в им. п. ед. ч. -|а| (орфогр. -я) (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, полымя [устар.] , племя, стремя, семя, темя) , существительные сред. р. дитя и муж. р. путь. Склонение существительных связано с морфологической категорией рода, но не определяется ею последовательно. В I скл. входят существительные муж. и сред. р. и не входят существительные жен. р. ; во II скл. входят существительные жен. , муж. и общ. р. и не входят существительные сред. р. ; в III скл. входят в основном существительные жен. р. , а также двенадцать слов сред. р. и одно слово муж. р. Первые два склонения по отношению к роду характеризуются следующим образом: I скл. – неженское (т. е. мужское и среднее) , II скл. – несреднее (т. е. мужское и женское) ; III скл. – преимущественно женское. С орфографической точки зрения, т. е. в зависимости от написания флексий, в первых двух склонениях выделяются две разновидности: а) существительные с основой на парно-твердую согласную, шипящую и ц (так называемая твердая разновидность) ; б) существительные с основой на парно-мягкую согласную и |j| (так называемая мягкая разновидность) . Различия в написании флексий обусловлены качеством конечной согласной основы существительного. В III скл. , в основном состоящем из слов жен. р. с основой на парно-мягкую согласную и шипящую, первая разновидность не представлена. О склонении существительных муж. р. на -ишко и -ище, в котором могут объединяться падежные флексии первого и второго скл. , см. § 1178. § 1174. Особое место, вне трех основных склонений, занимают существительные с такими же флексиями, как у прилагательных (большая часть их – субстантивированные прилагательные и причастия) : больной, верховой, вожатый, лесничий; булочная, передняя, столовая; мороженое, животное, грядущее (см. § 1216). Их парадигмы совпадают с частными парадигмами ед. ч. прилагательных адъективного склонения (см. § 1310). Существительные – имена собственные, совпадающие с формами притяжательных прилагательных на -ов или -ин (Кузнецов, Ревякин; Петрова, Ильина; Болшево, Тушино) , склоняются по смешанному склонению прилагательных (см. § 1315): парадигмы таких слов совпадают с частными парадигмами притяжательных прилагательных.
И. п. Дитя Р. п. Дитяти Д. п. Дитяти В. п. Дитя Т. п. Дитятей П. п. Дитяте
ДитяИ. п. Дитя (кто?)Р. п. Дитя (нет кого?)Д. п. Дитя (кто?В. п. Дитя ( вижу кого?)Т. п. Дитём (Горжусь кем?)П. п. О дитё ( О ком?)
Дитя, дитё, дитю, дитёй, дитём, об дите... чтоптысдохло, спиногрызина!