как составить лекцию



Отзыв на лекцию

Автор Anhen-nunhen задал вопрос в разделе ВУЗы, Колледжи

начинающему преподавателю вуза. и получил лучший ответ

Ответ от Geselle[гуру]
Если Вы психолог, то, я думаю, с семинарскими занятиями проблем не будет, на них легче всего установить контакт со студентами. Как начинающему преподавателю Вам нужно только четко представить себе методику преподавания предмета, в частности, чтения лекций, особенно если Вам не приходилось их читать. Я преподаватель технического вуза, слушал психологию только на курсах повышения квалификации. Очень не понравилось. Преподавательница спешила, записать за ней было практически невозможно. Глотала слова, в том числе нечетко произносила новые термины.
Четкость - необходимое условие лекции. План лекции лучше всего записывать на доске. Я, например, пишу не сразу весь: записываю вопрос, объясняю его, далее записываю следующий вопрос. Студентам младших курсов особенно важно, чтобы преподаватель не быстро говорил, чтобы ясно было, что надо записать. Можно даже диктовать важные положения (но не всю лекцию, как у нас делал один препод. :-). Новые термины надо записывать на доске, иначе получите "испорченный телефон".
Конечно, важна и дикция. Для лучшего восприятия шипящие, например, надо стараться произносить четко. Не надо говорить отрывисто. "Певучая" речь воспринимается лучше.
Говорят, что произнося первые слова лекции, вы должны знать, какими будут последние. Это, конечно, для начала не просто. Но лекция обязательно должна включать тему целиком. Нельзя, чтобы на следующей лекции Вы заканчивали предыдущую. Бесполезно это.
С литературой сложнее. У меня были брошюры еще общества "Знание" - о языке и стиле лекции и другие. Я их отдал давно уже более молодым коллегам. Была и такая старая, но хорошая книга:
Зиновьев. Учебный процесс в советской высшей школе.
И, наконец, не удивляйтесь, но лучше всего педагогику высшей школы я постигал по книге: Космодемьянский. Теоретическая механика и современная техника. Там очень мало о механике (да я ее и не преподавал) , но очень много о педагогике высшей школы.
Желаю удачи!
Дополнение. Еще. Если есть возможность нарисовать какую-либо схему на доске, это надо делать обязательно. То, что написано на доске, студент обязательно перенесет в свой конспект.
Geselle
Гений
(63516)
Конечно, сначала не обойтись без того, чтобы не подглядывать. Говорят, лекторы бывают трех типов: соловей, воробей и конь. "Соловей" - понятно, он разливается соловьем, никуда не заглядывая. "Воробей" время от времени клюет носом в конспект, остальное время бодро расхаживает у доски. "Конь" читает всю лекцию, уткнувшись в конспект, как конь в мешок с овсом. :-).
Ну, это фольклор. А на деле, даже опытный лектор, когда нужно передать точно понятие, определение смотрит в конспект, ничего в этом зазорного нет.
То же самое, если Вы что-то диктуете, диктуйте по конспекту, чтобы не ошибиться, не пропустить что-то. То же самое при переходе к следующему вопросу можно бегло просмотреть предыдущий вопрос, не пропустили ли вы что-нибудь. Я даже вслух говорю что-то вроде, просматривая вопрос: "Ну, по этому вопросу, пожалуй, все. Следующий вопрос.
А никуда не заглядывая и не останавливаясь, можно прочесть увлекательную лекцию, от которой в конспекте студента ничего не останется.

Ответ от Александр Алексеев[активный]
Ну я сам преподовал правдо не в вузе а в школе, но для начало нужно сделать так чтоб они вас зауважали, а там дальше будет проще, не делать пары слишком нудными и скучными, но это лишь начало, но дальше уже будет намного проще.

Ответ от Дарья Чарикова[гуру]
Я думаю, что следует начать с составления хороших, удобоваримых лекций и грамотных домашних заданий.
Я студентка 5 курса бауманки и за время обучения нам встречались молодые преподы неоднократно. Принято считать, что отношение студентов к таким преподам несколько фамильярное, неуважительное. По моему мнению, отношения студентов к преподавателю на 90% складывается из отношения самого преподавателя к своему предмету и своим служебным обязанностям. Многие преподы (особенно молодые) не составляют заранее план лекции или семинара, думают, что сориентируются на ходу и рассказывают студентам то, что знают. В итоге материал очень плохо усваивается, т. к. он не систематизирован. И студенты не слушают преподавателя, потому что все равно мало что понятно, самим студентам ясно, что препод не готовился к лекции и лекция больше похожа на умную беседу за чашкой кофе.
Если преподаватель хорошо читает материал по хорошим, доступным, достаточно интересным лекциям и в ходе семестра устраивает контрольные, дает домашние задания. это держит студентов в тонусе и заставляет считаться с этим преподавателем, а возраст уже дело второстепенное.
Главное - показать себя с самого начала, потому что старшие курсы всегда рассказывают младшим о том, что представляет собой тот или иной препод. И если один курс составил свое мнение о преподе, следующие курсы после него будут относится к преподу также.

Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: начинающему преподавателю вуза.
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*