как в лирике жуковского проявляются черты романтизма



Автор Aнна Шматкова задал вопрос в разделе Школы

Особенности романтизма Жуковского и получил лучший ответ

Ответ от Alexey Khoroshev[гуру]
В. А. Жуковский был по праву еще при жизни назван "отцом русского романтизма". Уже первые произведения, написанные в его любимом жанре – жанре элегии, были встречены овациями, что послужило первым шагом по ступеням к признанию его "мэтром" этого направления. Зародившееся в сентиментализме внимание к "чувствительности" продолжило свое развитие в поэзии Жуковского. Если сравнивать его стихотворения с произведениями любого писателя доромантического периода, то особенно четко будет видна разница между прошлыми убеждениями и новыми, только что появившимися. До начала XIX в. общепризнанной была идея французских философов о всемогуществе Разумного человека и силе Просвещения. Но уже в конце 1790-х гг. русское образованное общество отказалось от такого воззрения и обратилось к противоположной стороне личности – к душе, чувствам человека. Поэты-романтики, изображая лирического героя, руководствовались принципом: главное в человеке – его чувства, и поэтому большую часть произведения (или все целиком) занимали размышления, переживания героя. Чужую душу крайне трудно понять и еще труднее заключить в рифму, так что лирический герой представлял собой образ автора с присущими ему мыслями. Таким образом, романтические произведения можно назвать исповедальными, дневником поэта.
Но как перенести на бумагу переполняющие сердце человека чувства? Ведь они не материальны, нельзя описать их форму, размер и т. д. Выход романтики нашли в сопоставлении своих чувств с природой, красота тоже неподвластна словам:
Что нам язык земной пред дивною природой?
Изображение пейзажа в лирике Жуковского субъективно: ему важно не то, какова природа на самом деле, а то, как он воспринимает ее автор. Природу, в отличие от мысли и ощущений, можно видеть, слышать, чувствовать, осязать. Вот, например, строки из его элегии "Вечер":
Как слит с прохладою растений фимиам!
Как сладко в тишине у брега струй плесканье!
Как тихо веянье зефира по водам
И гибкой ивы трепетанье!
Поэт чувствует "прохладу", "фимиам", "плесканье", "веянье зефира", "ивы трепетанье", он выражает свои впечатления.
Характер изображенных картин всегда зависит от сиюминутного настроения поэта: если он предается светлым мечтаниям, то и пейзаж светел, если находится в замешательстве, тоскует – возникает образ "смятенного", волнующегося моря. Вообще же каждому поэту-романтику присуще особое, собственное мировоззрение, и поэтому у каждого преобладают картины либо гармонии, либо хаоса. Жуковскому свойственно любование природой, изумление ее таинственностью. Как уже говорилось, загадки природы были связаны для него как романтика с загадками души, и лишь друг через друга они могут быть поняты:
Святые таинства, лишь сердце знает вас…
Фиксация ощущений в данную минуту не являлась для Жуковского главной целью. Важнее, он считал, передать оттенки чувств, то, как они переходят одно в другое, т. е. душевные движения. Для поэта свойственно употребление метафор ("лечу воспоминаньем" – одна из наиболее характерных). Движения внутри души – мысли, мечты, думы – живут отдельной от человека, их породившего, жизнью, они способны "умирать" и "воскресать", "пробуждаться" и "гаснуть", "молчать", "летать" и служат символами, с помощью которых Жуковский передает свое душевное состояние. Само понятие "символ" подразумевает множество значений, олицетворения поэта объемны, многомерны, и никогда нельзя объяснить конкретно их смысл. В этом вопросе Жуковский был новатором. Именно он первым в России сформулировал вопрос: "Невыразимое подвластно ль выраженью? " – который нашел отклики в произведениях чуть ли не каждого романтика (к примеру, Тютчев: "Мысль изреченная есть ложь"; Лермонтов: "А душу можно ль рассказать? "). Поэт нарочно использует слова с неточным значением, рассчитанные на ассоциативное восприятие читателя.
Жуковский был романтическим философом. Кроме того, что благодаря Жуковскому в России возникло новое направление – романтизм, – он также, начав писать на "языке души", заложил основу лирики XIX—XX вв.
Источник: Полностью:

Ответ от Ђатьяна Буданова[новичек]
1. Литературная ситуация первой трети XIX века.

Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: Особенности романтизма Жуковского
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*