Автор Владимир Волковский задал вопрос в разделе Домашние задания
Какие новые формы воздействия властей на творческую интеллигенцию появились в в середине 60-х - середине 80-х гг? и получил лучший ответ
Ответ от Alexey Khoroshev[гуру]
Первоначально брежневское руководство заявило о продолжении в области художественной культуры линии «золотой середины» , выработанной еще при Хрущеве. Это означало отказ от двух крайностей — очернительства, с одной стороны, и лакировки действительности — с другой. Эта позиция прозвучала и в Отчетном докладе XXIII съезду КПСС (1966). Однако в выступлениях на том же съезде руководителей региональных партийных организаций прозвучало требование «давать решительный отпор вылазкам фальсификаторов истории» (под ними понимались критики сталинизма). Обвинив руководство партии в «недостаточной партийной требовательности к отбору и публикации произведений литературы, искусства и кино» , они призвали не печатать тех произведений, которые «искажают нашу действительность, проповедуют пессимизм, скептицизм и упадничество, искажают отдельные этапы жизни советского общества». В качестве примера была названа повесть А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» .
По указанию отдела пропаганды ЦК КПСС начала расцветать производственная тематика. В произведениях, посвященных этим проблемам, все завершалось благополучно после вмешательства партийных руководителей, а недостатки списывались на происки врагов или издержки воспитания.
С середины 70-х гг. стала активно внедряться практика госзаказов на постановку фильмов, написание сценариев, романов и пьес. В партийных инстанциях заранее определялись не только их количество и тематика (приоритет принадлежал историко-революционным, военно-патриотическим и производственным проблемам) , но и исполнители тех или иных ролей. Такой подход привел к застою в художественной культуре.
Во второй половине 60 -х гг. значительно усилился идеологический контроль за средствами массовой информации, учреждениями культуры. Значительно возросла и роль цензуры. Все чаще запрещались публикации художественных и публицистических произведений, выход на экраны уже готовых кинофильмов, исполнение тех или иных музыкальных произведений, организация художественных выставок. Театральные постановки выпускались лишь с одобрения специальных комиссий.
На проводившихся совещаниях идеологических работников вновь зазвучали «ждановские» оценки произведений и их авторов, обвинявшихся в «мелкотемье» , «натуралистическом бытописании мелких страстишек» , «сенсационности» , «псевдоноваторстве» , «подражательстве буржуазному искусству» и т. п.
Железный занавес вновь опустился, лишив советских людей возможности читать книги и смотреть фильмы некоторых зарубежных авторов. Это порой объяснялось даже не содержанием самих работ, а политической оценкой их авторов, которые негативно высказывались о действиях советского руководства.
Деятели культуры, которые не принимали «правила игры» и выступали с собственными оценками, суждениями, сомнениями, чаще всего оказывались за пределами СССР или лишались возможности работать с полной отдачей. В 70-х — начале 80-х гг. на чужбине оказались писатели В. Аксенов, А. Солженицын, В. Максимов, В. Некрасов, В. Войнович, поэт И. Бродский, кинорежиссер А. Тарковский, театральный режиссер Ю. Любимов, виолончелист М. Ростропович, оперная певица Г. Вишневская, поэт и исполнитель А. Галич и др. Объективно противостояли идеологии застоя представители «деревенской» прозы (В. Астафьев, В. Белов, В. Распутин, В. Шукшин) , в образной форме показывавшие последствия сплошной коллективизации для судеб российской деревни. О проблемах нравственности в сталинские и последующие годы писали Б. Васильев, Ю. Трифонов. Свой взгляд на смысл жизни и роль интеллигента в ней предлагали популярные режиссеры Г. Товстоногов, А. Эфрос, М. Захаров, О. Ефремов, Г. Волчек, Т. Абуладзе, А. Герман и др.
Специфической чертой культуры 60 — 70-х гг. была так называемая магнитофонная революция. Записи песен и сатирических выступлений, не поддававшиеся контролю, получили широкое распространение. Это свидетельствовало о наличии и противоборстве двух направлений в отечественной культуре — официально-охранительного и демократического.
Источник: Полностью: ссылка Гипермаркет знаний>>История>>История 9 класс>>История: ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ В СЕРЕДИНЕ 60-Х — СЕРЕДИНЕ 80-Х ГГ.
Как в России появился театр?
Издавна на Руси существовали обряды: проводы зимы, колядки. Эти игры подхватили первые артисты –
подробнее...
Какую архитектуру называют готической?
Когда мы говорим о шедеврах древнего зодчества, нельзя не вспомнить о потоке архитектурного
подробнее...
Что такое готика? ПОНЯТИЕ стиля
Готический стиль (от итал. gotico, букв. - готский, от названия германского племени готов) ,
подробнее...
Расскажите о свойствах драгоценных камней (+)
Здравствуйте.
Я с глубоким уважением отношусь к драгоценным камням, они действительно способны
подробнее...
Бог тоже чья та тварь если люди для него твари божьи?
25.05.06. Человек – не раб Божий
.. .9. Я постоянно встречаю трактовку Церкви о том, что
подробнее...
сравнить романскийи готический стиль (сходства и различия), коротко и ясно.
Романский стиль основывался на использовании опыта и элементов римской каменной архитектуры, откуда
подробнее...
Если ты не раб Аллаха, то чей ты?
Если я называю Аллаха своим Господином, то значит я раб Аллаха. А в христианстве, не каждый имеющий
подробнее...